Одно из европейских экономических изданий сообщило: «Сербские производители малины перекрывали автодороги в стране с требованиями увеличить закупочные цены, а польские ягодники подозревали переработчиков страны в сговоре и требовали от правительства ограничить импорт дешевой малины из Украины».
Это ещё не всё. Заголовки ещё есть. Не поймёшь, как оценить…
«Польские фермеры просят ограничить импорт малины из Украины»
«Украина в 52 раза увеличила экспорт малины в Евросоюз за пять лет»
«Поляков возмутила цена украинской малины»
«Польские аграрии ополчились против украинской малины»
«Фермеры Польши и Сербии возмущены ростом импорта украинской малины»
«Малиновый бум в Украине и Боснии привёл к малиновому бунту в Польше и Сербии»
Как вам такой «малиновый звон»?
Немедленно возникает мысль: как это мы сумели так «расхрабриться»? Или ещё одна: «Могём, когда захочем…» Или что-нибудь в этом роде. Потому что, если честно, заморочили уже вопли о том, что-де «нас в Европе не ждут», «Украина надоела…», или ещё как-нибудь уничижительно. Сами про себя, между прочим! Но это так - наши «внутренние игрища». Наши призывы к «единству», звучащие иногда с трибун, смешны в стране, в которой сосуществует десяток религиозных конфессий, где главный враг – женщина, которая желает стране успехов и даже готова их добиться, а на улицах пытаются лупить не вороватых депутатов, а геев, которые вздумали напомнить о своих проблемах.
Но вот в чём мы действительно едины – это в желании «завалить Европу» каким-нибудь своим продуктом. И заработать при этом, а как же. Причём объекты экспорта у нас иной раз обнаруживаются совершенно случайно, вот типа, как улитки наши Европе понравились. И наш экспорт улиток дико возрос…
Но улитки – это случай. Для многих разворотливых наших земляков – счастливый. Что же касается ягод – клубники, например, или малины – то где, скажет читатель, ещё существуют идеальные условия для выращивания ягод, как не в Украине? Да ещё аномальные погодные условия последних лет (в сторону потепления) превращают нашу страну в настоящее «ягодное Эльдорадо».
Но вот появление на горизонте в качестве наших «ягодных оппонентов» Боснии – неожиданно. Казалось бы – что там той страны? А гляди ж ты…
Тем не менее – это просто мы внимания не обращаем на то, какие «битвы» ведутся сегодня на европейских просторах в продовольственном сегменте, который можно назвать «неквотируемым». Ягоды как раз и принадлежат к этому сегменту, и не грех нам этим воспользоваться, если уж по другим направлениям экспорта мы «выбираем» годовые квоты Евросоюза за две недели…
Мы и пользуемся.
Например, в нынешнем году Украина в Польшу экспортировала 1300 тонн, а это на четверть больше, чем в 2017-м.
В 5 раз выросли поставки малины в Чехию и составили 800 тонн.
В Литву отправили в 5 раз больше замороженной малины, чем в прошлом году.
В целом Украина отправила на экспорт 15,7 тысячи тонн замороженной малины прошлогоднего урожая.
Впервые украинскую замороженную ягоду-малину запросили Великобритания и Мексика.
И вот всё очень серъёзно: Ассоциация польских садоводов совместно с производителями обратились в правительство с просьбой ограничить импорт дешёвой малины из Украины, а также (внимание!) «проверить наличие заговора среди польских перерабатывающих предприятий».
Видите, какие сложности появились в таком простом деле, как выращивание и заморозка нашей садовой малины? Сербия ругается с Боснией и Герцоговиной, которая в прошлом году вместе с Украиной заняла уже 6% мирового рынка замороженной малины…
Простых объяснений искать не следует. То, что наша ягодная продукция выглядит «демпинговой» на фоне производимой в самих странах Восточной и Центральной Европы – это факт. При никчемной стоимости нашей рабочей силы иного и ожидать нельзя было. Но… Существует ещё один нюанс, о котором вспоминают крайне редко, и несколько в ином разрезе, чем просто уровень зарплат и от этого – себестоимость нашей ягодной продукции. Какой?
Наша конкурентоспособность.
Мы привыкли посыпать голову пеплом, укоряя самих себя за неумение делать что-либо с «добавленной стоимостью», не сырьевое. Ну, по автомобилям мы как-то уже и привыкли к своей извечной отсталости. Бог с ними, с железяками. Но вот малина… Но вот иное «внеквотное»…
Ситуация с малиной показывает, насколько тяжело будет Украине внедряться на европейский рынок. На котором, если и не «всё схвачено», то уже давно «всё предназначено». И есть немало стран, которые, если украинские производители начнут прорываться на этот рынок, немедленно взвоют.
Потому что мы сами забываем, что украинские садово-полевые просторы – это не совсем не «палисадниковые» ягодные и фруктовые территории той же Боснии, Болгарии или даже Хорватии. И что вкус украинских ягод, пока что не «испорченных» тоннами всяких химикатов (пусть даже полезных) – неповторим, а потому и вне конкуренции.
Но тут нам всё-таки надо успокоиться. И приготовиться к более спокойной оценке ситуации, поскольку спрос на мороженую малину в мире растёт, но – не такими темпами, как её производство в нашей стране.
А пока что… Вот сообщение одного из волынских СМИ: 37 участников I этапа проекта «Западноукраинский садово-огороднический кооператив» осуществили многодневный образовательный визит в Республику Польша»… «В ходе визита делегация посетила Свентокшиское и Люблинское воеводства, где ознакомились с особенностями выращивания малины. Проведены консультации с польскими экспертами Свентокшинського организации аграрного консультирования в г. Сандомири относительно практических аспектов создания отдельных групп производителей».
…Не слишком ли быстро мы учимся?
Можете считать это шуткой.
..Но, кстати, в этом году совершенно фантастический урожай вишни в Украине.
Иван ЕЛИСТРАТОВ