Критикуешь, критикуешь Гройсмана… Аж невдобно как-то становится. Ну, чем он виноват? Ну, хотел показать, «как управлять страной». Ну, не получилось. Почему? Таланта нет?
Да всё есть. И какой-никакой талант, дважды на посту мэра Винницы продемонстрированный, и желание сделать ч о-то грандиозное (типа сплошных автобанов от села до села), и даже характер (судя по строгости лица и безапелляционным сентенциям). А чего ж тогда нету?
А управлять нечем, вот в чём беда.
«Да ла-а-адно, - скажет читатель. – Такая странища… То ли 30, то ли 50 миллионов трудолюбивого (все страны – соседи подтверждают) народа, и от заводов-фабрик ещё что-то дымится, и недра ж…
О! Недра!
Неохваченные они у нас, получается. Потому что, собственно, «наверху», над недрами, в управлении господина Гройсмана, собственно говоря, уже ничего и не осталось. Энергетика? Ахметов керует. Металлургия, шахты? К нему же обращаться. Химическая промышленность, совсем недавно – «опора и надёжа» бюджета? А это к Фирташу, есть такая постоянно элегантно недобритая личность, то ли из Австрии, то ли из Испании в качестве подсудимого то ли американского, то ли австрийского, то фиг поймёшь, какого, суда. Ему же, кстати, подавляющее большинство облгазов принадлежит. Мы основное разобрали? Ну, вот, у правительства, выходит, никаких объектов для непосредственного «руководства» - нет.
Оно – голодранец!
Так может сказать не очень воспитанный, грубоватый читатель. Мы не такие, хотя и мы понимаем, что правительство, в котором 70% «основного состава» - «исполняющие обязанности», может, иного определения и не заслуживает. Но мы добрые и правильные, и пытаемся разобраться.
…Но ведь недра же. На которые, отчаявшись в борьбе за «неповышение тарифов ЖКХ для населения, кажется, замахнулся Гройсман. Ну, не он один, конечно, там вроде бы целая команда собу… Сооб… О, «соратников» имеется.
И ведь ещё 12-го мая 2016 года произносил Владимир Гройсман на парламентском заседании такие слова: «Единая цена на газ даст возможность нарастить добычу собственного газа и отказаться от его импорта». И ещё он изрекал такие мудрейшие и правильнейшие мысли: «Миллионы кубов газа списывались на население и продавались по коммерческим ценам. А завышенные социальные нормы давали возможность делать на этом миллиардные потоки».
Каков шельмец, а? Ну, дальше неинтересно, все знают: «Рыночная единая цена, экономически обоснованная…»
Что характерно: в каждой фразе, простите за грубость, враньё. Или скажем мягче: «дезинформация».
«Рыночная цена»? У нас рынка газа – НЕТУ. Есть НКРЕ. И ПАО «Нафтогаз».
Единая? С самого начала цены практически две. Одна – для промышленности (растёт постоянно, с 6000 гривен в 2015 году до почти 11000 за тыщу кубов). Вторая – для населения, которую, надрывая пупок и карьерную карму, «держит» сам Владимир Гройсман. За что ему большое «мерси», но в сентябре сказка кончается - МВФ тоже умеет, не хуже нашего премьера, «упираться рогом». И цены на газ, то есть на услуги ЖКХ уже не выпрыгнут на нас из-за угла – они пройдутся по населению катком. И не гладким, а – шипованным…
«Экономически обоснованная» цена… Вот здесь заложено главное лукавство ситуации. Экономически обосновать, в принципе, можно любую ерунду. Особенно, если ты заинтересован в исходе, в котором не заинтересована сторона (мы, например), которую предполагается ободрать, как липку.
Что имели в виду наши руководители, когда тихо-тихо, украдкой и достаточно неожиданно начали подбрасывать в обществу идею газовой независимости и низкой цены на газ для населения в связи с этим? Типа – «ну, есть же свой газ, на кой дьявол нам эти дюссельдорфские хабы с их дурными ценами?» Эту ниву, кстати, активно пашут некоторые партии и кандидаты в президенты, и она неплоха, даже прекрасна. В Казахстане, например, газ по 90 долларов за тыщу кубов только потому, что он – «свой». Ну, так и у нас своего – навалом! (Как убеждает нас история, геологи и сам Владимир Гройсман последние три года, как).
И, видимо, поняв, что его борьба с изящной пловчихой в анамнезе мадам Лагард (МВФ) – «это не борьба, и это не результат» (М.Жванецкий), Владимир Борисович на днях сразил общество просто-таки неожиданным известием. Оно стоит подробной цитаты, пусть простят нас читатели: «Наша цель - открыть геоданные, дать возможность приходить бизнесу на основе прозрачных аукционов и добывать газ, чтобы мы отказались от импорта. Как откажемся - снизим цены и будем находиться под влиянием импортных цен. Мы принимаем решение об открытии данных, о введении аукционов. У нас уже подготовлены 44 участка запасом 150 млрд кубометров газа, которые требуют инвестиций, технологий, где будут работать украинцы, и мы сможем обеспечить независимость от любого государства».
Попробуем осознать, ЧТО произнёс Премьер.
Он огласил – «революцию в газоэнергетической отрасли».
Потому что здесь же он объявил о том, что правительство вводит систему электронных торгов лицензиями на пользование недрами по системе ProZorro.
И уже видятся, видимо, ему и ещё кому-то длинные очереди у Кабмина из Инвесторов наших и закордонных, желающих поучаствовать в этой «электронной схватке» за площади, под которыми затаились наши газовые месторождения. Мощностью (сколько там?) аж в 150 миллиардов кубов… «Газпрому» - на квартал работы…
Но читатель устал от наших «аналитических игрищ», и он прав. Поэтому мы пока что скажем кратко, возвращаясь опять-таки к теме «экономически обоснованной цены». И воспользуемся мнением экспертов. А они говорят печальные вещи. Вот такие, например…
Единого расчета себестоимости нет. Только общепринятых систем расчета себестоимости в мире существует целых пять: заказная система, процессная система, метод полной себестоимости, метод переменных затрат, гибкое планирование накладных затрат. А также есть огромное количество вариантов объединения этих систем. И самое удивительное, что все эти системы правильные, хоть и дают разные процентные показатели относительно цены.
Ну, как вам?
И мы можем после этого надеяться, что, как предполагает Гройсман, «мы к 2020 году перейдём на добычу собственного газа?» (Сказано в 2016 году, до 20-го годик остался…)
Да мы бы с удовольствием, даже если у нас там, под ногами, газа – на три года потребления. Но… Кроме всех прочих нюансов, есть ещё один: вы-бо-ры.
Поскольку дела в стране с экономикой идут как-то неспешно, а точнее – хреновато совсем, то избирателю предложить можно… Пока непонятно, что. И затея с электронными торгами нашими газоносными недрами может завершиться очень неожиданно, в кабинете какого-нибудь местного начальничка, местного «князька», который, услышав, что на территории, которую он совершенно искренне считал «своей» начинает бурение золотоносной газовой скважины какой-то штымп с иноземным паспортом только потому, что так сказала система (как там её? «ПроЗорро»)… Он такое «Зорро» там может устроить… И в маске, и с гранатомётом вместо шпаги…
Короче говоря, всё это начинает напоминать – конвульсии. Потому что, говоря шахматным языком, как-то незаметно в нашей газодобывающей отрасли наступил уже не только «цейтнот».
К нему ещё и «цугцванг» присоединился.
Кому интересно узнать, что это такое, и чем может грозить – «ГУГЛ» в помощь.
Иван ЕЛИСТРАТОВ