Когда Владимир Гройсман зашёл в просторный кабинет на Грушевского, он, может, и сам не предполагал, что ему придётся играть такую роль: существа, которое упёрлось (пусть не рогом, ладно, пощадим самолюбие), но чем-то ещё, дабы удержать собственный имидж «народного поборника и крепкого хозяйственника» и, если честно, коммунальные газовые тарифы – тоже. Первое нам, обывателям, извините, «до лампады», а вот второе очень и очень по душе и карману, поскольку платёжки суровые, а широко рекламируемый в СМИ и видимый только в правительственные телескопы рост зарплаты всё равно от них как отстал в 2016 году, так и не догнал в 2018-м.
И это вообще странно, поскольку в стране пока что действует «виртуальная экономика» вместо реальной. Общество сквозь зубы наблюдает за сообщениями о «росте средней зарплаты», за «ужесточением борьбы» с чем-нибудь, всё равно – с чем именно.
Потому что борьба постоянна, нищета нескончаема.
Но вот газ… Гройсману пока что его позиция «поборника стабильных тарифов», если и не добавляет «рейтинговых» очков, то и не отстригает от них ничего, поскольку отстригать, собственно говоря, не от чего. У него вообще сегодня очень выгодная позиция: он оказался МЕЖДУ всеми – и правыми, и левыми, и прямыми, и кривыми. И никто не скажет точно, в чём смысл такой позиции.
Но есть одно «но». Имя Гройсмана – оно ведь давно уже не принадлежит ни ему, ни его семье. Оно ассоциируется в умах граждан исключительно – с ВЛАСТЬЮ.
И не зря, как только МВФ дал понять, что денег не даст, либо «даст, если…», в общество начали запускать слушок про «вот-вот увольнение Гройсмана с поста премьер-министра». Причин мы с вами сами можем назвать с ходу десяток, или больше – равно по числу провалов в экономике страны, которая превратилась в виртуальную только потому, что правительство (читай – власть!) сделала упор на денежно-обдирательные усилия в деле обеспечения наполнения Госбюджета. Не заводы-фабрики-агрофирмы, а – таможня-налоги-роялти-дивиденды.
А ещё со времён мелькнувшего в истории страны забугорного министра финансов Наталки Яресько в сознание общества был осуществлён запуск идеи о… О несметных богатствах наших граждан, зашитых в матрацы, подушки, закопанных в огородах и замурованных в гаражах и сараях. Именно тогда господин Яценюк запустил в СМИ цифру «80 миллиардов долларов».
Найти бы кадра, который эту цифру придумал… Нет, не бить. В глаза посмотреть. А уж потом…
И создаётся впечатление, что и сама идея субсидий ЖКХ опиралась в первые месяцы её применения на практике именно вот на эту придуманную глупость. «Виртуал» породил «виртуал», только более конкретный, ощутимый.
Что собой представляет вся эта «субсидиарная эпопея»? Это ПРЯМОЕ перекладывание денег налогоплательщиков из государственного кармана в карман монополистов. Или олигархов – называйте, как хотите.
Потому что ни один из наших отечественных членов «Секты Свидетелей Субсидий» своими глазами живых денег, предоставленных ему в качестве субсидий, НЕ видел. Конечно же, никто мешки с деньгами из Госбюджета в кассы «Нафтогаза» и иных «предоставителей услуг ЖКХ» не перетаскивал, всё перекачивалось по компьютерным сетям, но обществу от этого не стало легче. Оно всё равно со старта задолжало в 2016 году 16 миллиардов гривен, в 2018 году эта цифра выросла до 30 с хвостиком, и возле цифры «40» остановилась.
За это время количество членов «ССС» (Секты Свидетелей Субсидий) сократилось с 8 миллионов до 4,5. Вычищают (и будут вычищать) из неё всех, кто… Ну, например, если раньше в квартире были прописаны двое, но жили в разных местах, можно было обойтись справками, что «вместе не живут». Теперь эти справки «не канают». Теперь – по числу прописанных, и тут… Количество разводов в стране растёт шустрыми темпами. Развестись – и каждый из разведённых получает субсидию по месту прописки… И так далее.
За это время состоялось (по договорённости с МВФ!) 5 поднятий тарифов на электроэнергию, не меньше – на газ для предприятий, кроме тех, которые обслуживают ЖКХ. (Что, кстати, немедленно породило несколько банальных мошеннических схем). За это время МВФ, ввиду неуступчивости Украины (в частности, Гройсмана) практически прекратил «транширование» нашей финансовой системы, и вот теперь всё остановилось в одном шаге…
В одном шаге – от чего?
«Наверху» успокаивают: до сентября. Типа вот в сентябре МВФ вдруг расщедрится и выдаст… То ли миллиард, то ли два, то ли полтора. Типа «мы же вон сколько всего понавыполняли… Даже суд антикоррупционный.. Почти что… Вот-вот…»
И после паузы: «Ну чё, может хрен с ними, с тарифами этими газовыми?»
«Хрен с ними» не получается.
Потому что даже во вчерашних новостях о телефонном разговоре Президента Украины с Госсекретарём США Майком Помпео последний, в очередной раз «поддержав суверенитет и территориальную целостность Украины», как бы «между прочим» призвал выполнить требования МВФ… Ну, не о чем поговорить больше было Госсекретарю!
А какие у МВФ требования? Правильно: «тарифы – задрать!» В смысле – поднять.
Мелькнувшая было в СМИ неизвестно, кем подкинутая мысль типа «хрен с ним, с траншем!» тоже не прокатывает.
Тяжело без транша. Бюджет скрипит и очень плохо выполняется. По эфиру мечутся сообщения то о жутком профиците, но, глядя на 44 миллиарда гривен, «одолженных» Пенсионным Фондом у Госказначейства в текущем году, что-то слабо верится в профицит. И вообще – в боеспособность правительства.
А знаете, что пишут в некоторых изданиях? Вот: «Напомним, ранее в СМИ отмечалось, что премьер-министр Украины Владимир Гройсман принял непростое для себя и своего Кабинета решение, встав на сторону народа и отказавшись по требованию Международного валютного фонда поднимать тарифы на газ с 1 апреля 2018 года».
Ага, прямо так и написано: «…встав на сторону народа…»
А вы говорите – рейтинг у премьера тухлый. А он – вон где стоит. «На стороне народа»!
…Правда, над пропастью оба стоят.
До сентября.
Иван ЕЛИСТРАТОВ