31 августа лицензированный представитель РПЦ в Пермском крае (т.е поп) аккурат накануне Дня знаний, освятит в селе Большая Коча истинно православный добрый праздник.
Называется этот праздник Проллавер. И посвящен он покровителям животных, в первую очередь коней, святым Фролу и Лавру.
Мало того, праздник этот проводится РПЦ совместно с местным Министерством культуры. Потому что в России Министерство культуры во главе с министром есть в каждой федеральном субъекте.
Да, по большому счету, на церковно-чиновничье мероприятие в далеком селе Большая Коча можно было бы и не обращать внимания.
Если бы не несколько нюансов.
Во-первых, не секрет, что порой малозначимые населенные пункты вдруг становятся известными на весь мир.
Вот, скажем, кто знал до 15 августа 1969 года о городке Вудсток в штате Нью-Йорк с населением меньше шести тысяч человек? Правильно, практически никто. Но стоило там провести рок-фестиваль, как Вудсток тут же стал нарицательным символом.
Так и Пермский край.
Например, в селе Крылово Осиновского района вот уже несколько лет проводится праздник «Веселый коровяк». Во время которого участники соревнуются в дальности метания лепешек коровьего навоза.
Теперь, вот, Большая Коча, где после девятилетнего перерыва на духовно-административном уровне вновь пройдет праздник Пролловер. Который, кстати, куда важнее по своей задаче, нежели простое метание навоза.
Потому что проводят его, когда наступают кризис и нестабильность.
Что для России самое оно.
Правда, у этого праздника, освящаемого РПЦ, есть и второе название, которое чиновники предпочитают не светить, маскируя нейтральным «День села». Потому что второе название праздника в честь святых покровителей животных – Быкобой.
И суть его сводится к тому, что под руководством православного попа к местной речке Онолве приводят живого и, что важно, непорочного быка. Заводят его в воду. Поп читает что-то возвышенное. После чего быку торжественно перерезают горло, а аборигены вместе с гостями праздника, включенного в официальную программу межмуниципального фестиваля коми-обрядовой культуры, устремляются совершать омовение в окровавленной воде.
Поскольку вода автоматически становится целебной.
Правда, пить ее нельзя. Как говорится, используется исключительно для наружного применения.
Что именно читает поп, доподлинно неизвестно.
Но базовый текст, возносимый святым такой: «Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь. Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, молите Господа Бога нашего о нас и о нашей скотинке-животинке»...
Затем убиенную скотинку-животинку извлекают из воды, свежуют и тут же варят без соли и специй.
Но не потому, что в Пермском крае соль и специи закончились. А потому, что мясо это жертвенное. А, значит, солить, перчить и кидать в котел лист (простите за каламбур) лавра каноном запрещено.
Затем мясо раздают присутствующим. Которые по ритуалу часть поедают на берегу, а часть уносят домой. Где сушат его, чтобы позже отнести на могилы предков.
Правда, до 1914 года, пока это торжество гуманизма не было запрещено зловещим царским режимом, картинка была несколько иной.
Поскольку Быкобой в Верхней Коче был явлением массовым. Т.е. быков валили десятками. Чему, понятно, было очень радо местное духовенство. Ибо, как писали очевидцы: «Снявши кожу, начинался раздел жертвенного животного: голова посвящается Богу, филейная часть — попу, грудинка нищим, а прочее на православную братию. Шкура идет на приклад в часовню, или же тут же продаётся и вырученные деньги вскоре пропиваются участниками. Часовенные сторожа принимают головы, продевают пальцы в прорезанные уши и волокут их в амбарушку при часовне, где складываются они пирамидою».
Прямо какой-то художник Верещагин с его картиной «Апофеоз войны», где, как вы помните, изображена пирамида из человеческих черепов…
Однако, в 1993 году стараниями Больше-Кочинского школьного музея этнографии и фольклора и фольклорным ансамблем «Мича асыв» (Ясное утро) возрождён вновь.
Затем, видимо по причине всеобщего путинского благоденствия, быков с 2009 года не трогали, ограничиваясь баранами и петухами для местных нужд.
Теперь, видимо, вновь припекло…
Поможет ли в 2018 году забой несчастного животного, так и не познавшего радости размножения, разрешению кризиса в России? Повлияет ли на отмену американских и европейских санкций, и стабилизирует ли курс рубля, пока неясно.
Может быть, для этого потребуется аналогичный выход главы РПЦ Гундяева на берега Москва-реки, с последующим окунанием в кровавые воды всего российского руководства во главе с Путиным.
Эффективность санкционных контрмер можно будет начать оценивать после 31 августа.
Ибо еще два дня ни о чем не подозревающий бык будет беззаботно жевать траву, не ведая о грядущей участи. А аборигены Большой Кочи вместе с гостями праздника и чиновниками от Министерства культуры пермского края будут стирать плавки и купальники, готовясь к погружению в целебные воды.
Но вот в чем нет сомнений так это в том, что лавочку РПЦ в Украине пора закрыть, как можно скорее. А то, глядишь, гундяевские попы начнут выводить паству и на берега украинских водоемов.
Святые Фрол и Лавр ведь у нас как бы общие.
Да и кризисное положение в Украине пока еще тоже никто не отменял…
Андрей КАПУСТИН