Это немножко начинает утомлять: постоянная, неусыпная, неизгладимая, еженощная и повседневная забота об нас, сирых, немытых, необогретых и неохваченных порою субсидиями, гражданах. Так бы жили и горя не знали: зарплата какая-никакая, пусть фиговенькая, но на оплату поддержки жизни в обогретом и мытом теле хватало без всяких там субсидий…
И тут грянули эти… Странное такое слово, не наше совсем. Причём, что интересно, в нём немало разных оттенков, в зависимости от языка словообразования. Если от французского исходить – то получается «преобразование». То есть, видимо, «плохое» преобразовывать в «хорошее», чем, как нас уверяет современная наша когорта наших политиков и чиновников, они, не покладая рук и курсоров, и занимаются. Дай им Бог здоровья, конечно, и нам рядом с ними, хотя это не всегда совпадает в итоге «преобразований».
Но есть и латинский корень слова «реформа». И тут можно найти понятие, которое, при внимательном рассмотрении, может и насторожить: «превращение». Но к нему мы ещё вернёмся.
А пока что порадуемся там, где, по представлению наших чиновников «от ЖКХ», и должны быть безумно рады: нам – РАЗРЕШИЛИ!
Это очень важно. В наше время, куда ни ткнись, везде всё нам запрещают. Запрещают, например, иметь под окнами дома (а не дай Бог, в гараже!) какое-нибудь четырёхколёсное существо моложе 5 лет… Запрещают иметь право выбора компании, предоставляющей нам услуги ЖКХ (всё в Фирташа упирается, или Ахметова)… Запрещают разводиться, подозревая, что это мы, такие-сякие, собираемся подлюче схитрить и вместо совместного одного адреса, НЕ имеющего права на субсидию, заиметь сразу два, но – абсолютно по Закону подверженных субсидиям от государства, изнывающего под гнётом внешних заимствований…
А вот теперь – разрешили.
Разрешили, как сказано вице-премьером Кабинета министров Геннадием Зубко, «самостоятельно выбирать оптимальную систему индивидуального учёта тепла». (В квартире имеется в виду). Причём разрешение это касается домов с вертикальной разводкой системы отопления. Старых. И не очень старых, но – с «вертикальной разводкой».
Мы не будем долго и нудно объяснять, что сей термин обозначает. Вкратце – это когда воздушная пробка в отопительной системе одной квартиры «вырубает» все батареи отопления по всему стояку… Таких домов у нас 95 (а, может, 96%), поскольку ничего иного во времена совка строить не разрешалось, или разрешалось в особых случаях. Именно поэтому так сложны системы отопления в наших городах, именно поэтому слово «реформа» применительно к ней зачастую может быть синонимом слова «катастрофа». Ведь всё было рассчитано десятками научно-исследовательских институтов, тысячами «очкариков», корпевших над чертёжными кульманами в поисках волшебной формулы социализма: «нагреть всех сразу и на халяву». В итоге получались сплошные воздушные пробки в батареях, и это было очень по-советски: из-за одной квартиры страдал весь подъезд…
Именно поэтому так сложно было переходить на индивидуальные системы отопления в квартире. Или даже – «наказать» нерадивого жильца за неуплату за отопительные услуги – работа бригады сварщиков, которых надо было вызвать для операции «отключка» стоила в разы дороже, тем тот несчастный долг неплательщика.
Мы уже не говорим о том, что ВСЯ система отопления во всех городах рассчитывалась специально, с учётом температуры воды, диаметров труб, сезонных особенностей и так далее. В те времена институты теплофизики не только термобарические боеголовки изобретали. Случалось и над мирными заказами трудиться... В итоге получались системы, где всё было связано между собой, и вмешательство в работу одной составляющей немедленно грозило сбоем в работе всей системы. Именно поэтому законами запрещалось самодеятельное вмешательство в её работу (типа установления индивидуального отопления в квартире).
Грянули тарифы. Горожанин сказал «ой-ёй-ёй» и заметался в поисках альтернатив. Правительство, прижатое к стенке миллионами жалоб на дороговизну услуг ЖКХ, в 2017 году выдавило из себя Закон о жилищно-коммунальных услугах, которым, наконец, было разрешено (!!!) устанавливать индивидуальное отопление в многоэтажных домах.
Ожидание счастья всегда было более приятным процессом, чем его приход, тающий порой массу разочарований… Потому что такое разрешение немедленно «задрало» цены на все услуги по установлению отопительных котлов, на все виды работ, связанные с этим, в том числе – на взятки ради получения разрешительных документов в десятке «разрешающих» властных инстанций. В итоге, дабы перейти на «частное» отопление, необходимо выложить сумму в 30-40 тысяч гривен как минимум.
Плюс дополнительные расходы в виде оборудования вытяжных систем, если котёл газовый, плюс непонятно, что делать, если половина дома, например, перейдёт на электрические отопительные котлы, а проводка, не рассчитанная на такие скачки потребительской мощности, грубо говоря – «накроется». Много, в общем, вопросов.
Но – господин Зубко считает, что это решение – и есть «счастье» для простых граждан, желающих платить самостоятельно за тепло, которое они самостоятельно же и употребляют.
И это правильно. Но давайте посмотрим, о чём говорит решение правительства дальше. «Для системы учета с помощью приборов-распределителей необходимо, чтобы их установили не менее 50% жителей многоквартирного дома. Оплата установки такой системы осуществляется за счет потребителей — владельцев квартиры».
А цена такой распределительной установки – около 50 тысяч гривен. Но…
А на фига оно? Вопрос грубоват, но по делу, поскольку, прежде, чем внедрять у себя что-то «новое», надо оглянуться вокруг себя и посмотреть – а есть ли «это» у соседей, и как оно работает?
А работает оно… Чтобы не употреблять словесные табуизмы – «кое-как».
Потому что, несмотря на «щедрость» Геннадия Зубко, (правда, за счёт потребителя), законы физики никто ещё не отменял. И получается вот что.
А по законам физики, те квартиры, которые находятся посередине дома, имеют комфортное тепло, поскольку их дополнительно отапливают соседи сверху и снизу. Наоборот, квартиры, которые расположены внизу и под крышей, а также угловые квартиры, несут самую большую нагрузку из-за потерь тепла через внешние стены и крышу.
В конечном итоге крайние квартиры покрывают потери всего дома, да еще и отапливают своих более удачно расположенных соседей, которым кажется, что они "экономят", но на самом деле они "воруют" тепло через стены и потолки у своих соседей.
Это – не умозрительные наши предположения, или фантазии. Это – опыт наших соседей, прошедших через подобные эксперименты. Это в Словакии и Чехии уже было. Там проделали уже подобную операцию с тепловым учётом в многоэтажках и сегодня «отрабатывают обратно», ищут новые подходы к проблеме. Потому что разброс в показателях расходования тепловой энергии в одном доме, но в разных квартирах настолько велик, что возникает напряжённость в среде самих жильцов. Человеческая природа неизменна: если у меня мало, а у соседа много (или наоборот), то получается несправедливость, тем более, что и дом один и тот же, и тарифы одинаковые…
В общем-то Геннадий Зубко до сих пор как-то молчал, не очень «высовывался». Ну, там предложил, правда, в строительные нормы внести строчку о возможности постройки новых домов без мусоропроводов… И, кажется, нефть и солярку предлагал «водными путями» из Беларуси возить… Но то таке…
А вот теперь – пожалуйста.
РАЗ-РЕ-ШИ-ЛИ.
Как там в анекдоте? «Разрешается стоять под стрелой и переходить улицу на красный свет…»
Мы упоминали выше, что, если брать за основу латинский корень, то «реформа» переводится, как «превращение».
Интересно, в кого нас – «превращать» собираются?
Иван ЕЛИСТРАТОВ