Национальное агентство по предупреждению коррупции может изъять из Перечня должностей с высоким и повышенным уровнем коррупционных рисков должности руководителя Администрации Президента и его заместителей.
Как сообщают журналисты программы «Наші гроші з Денисом Бігусом» , верхушка АП два года подряд занимала лидирующие позиции в списке потенциально коррупционных должностей, составленным Агентством. Однако в 2018 году НАПК предоставило заключение о том, что глава президентской администрации и его замы не обязаны декларировать свои доходы и имущество – а соответственно не несут уголовной ответственности за лживые сведения в своих декларациях.
В своем заключении НАПК опирается на принятую в декабре 2015 года поправку к закону о госслужбе, благодаря которой сотрудники АП были выведены из состава государственных служащих. Вот такой вот юридический прикол: Администрация Президента существует, денежки на нее из госбюджета выделяются, а госслужащих в ней нет. Так что АП у нас, собственно, не государственный орган, а так, собрание единомышленников, добровольно обеспечивающих Президента жизненными и политическими удобствами.
С другой стороны, логика НАПК понятна: нет госслужбы – нет и коррупционных рисков. И отчитываться перед общественностью, куда деваются государственные деньги не надо – но вот беда, деньги-то, как уже было сказано, выделяются! Причем не маленькие: толь ко в этом году в АП было вбухано 300 миллионов бюджетных гривен. Видимо, именно это противоречие и не давало Агентству до сих пор четко и однозначно заявить: не надо Филатову и Ко декларировать свое имущество, не ваше это дело, дорогая общественность, чужие доходы считать! Что интересно, похоже, что и сами чиновники АП об этом своем счастье не догадывались, потому как декларации исправно подавали – правда, например, Филатов этой весной запамятовал вписать туда гражданскую жену и мать своего сына вместе с ее юридической компанией Aequo, подвизающейся при Антимонопольном комитете, который возглавляют однокурсник Филатова Юрий Терентьев и его первый заместитель, кума четы Филатовых Мария Нижник. На это досадное недоразумение обратили внимание журналисты, после чего чью-то умную голову в НАПК, видимо, и посетила гениальная мысль вспомнить о законе, выведшем сотрудников АП из госслужащих.
Правда, теперь на свет божий вылезает другой казус: закон законом, а в Перечне должностей с высоким уровнем коррупционных рисков НАПК руководство АП как висело, так и висит. Глава НАПК Александр Мангул, объясняет, что это пережитки прошлого – мол, Перечень агентство составило в самом начале своей работы, когда и методологии-то нормальной не было. Но в данном случае Мангула то ли постиг преждевременный склероз, то ли глава агентства, мягко говоря, не в теме своей внутренней кухни, поскольку НАПК переутверждало свой Перечень не далее как в 2017 году, и руководство Администрации Президента из него никуда не делось. Впрочем, надо понимать, после шума, поднятого вокруг этого казуса, НАПК все-таки решится привести свои документы к единому знаменателю и окончательно превратит Филатова и Ко в жену Цезаря, которая выше всех подозрений. Да и как здесь можно кого-то подозревать – честнейшие ведь люди, совесть нации, и вообще, разве может гарант Конституции, возглавивший лично борьбу с коррупцией в стране, окружать себя кем-то иным?
Или все-таки может?