…И странный сон висел над страной последние два года… В нём чего только не было: из туманной дымки, клубившейся над трибунами парламента и проправительственными телевизорами, одна за другой возникали странные тени. Вот Надя Савченко, почему-то многорукая, пытается вести огонь по Куполу из шести миномётов сразу, балансируя на утлой лодчонке посреди Днепра… Вот возникает лицо бывшего депутата Онищенко, почему-то грозящего пальцем в сторону улицы Банковой… Вот лингвист Фарион что-то пытается сказать на ломаном суржике, а с ней дискутирует истинный языковед то ли Кивалов, то ли Колесниченко, лица не разобрать…
А ещё в тумане начинают мелькать совсем уже странные картинки. Вот какие-то две тени, оглядываясь и пригибаясь, (на плечах – мешки с надписями «USD») мелко перебирая ногами, мчатся куда-то в глубину, ичезают…
Потом всё смазывается, сизые пряди тумана концентрируются и обретает очертания строгой мадам Лагард, почему-то домашним веником отбивающуюся от наседающих на неё Гройсмана и бывшего министра финансов Данилюка, которым, в свою очередь, пытается преградить путь начальник «Нафтогаза» Коболев… Всё это сопровождается неутихающей метелью из листов бумаги, на которых написаны разные цифры: «60%», «25%», «16%»…
Внимательный читатель, глядя на эту фантасмагорию, может понять, что означают цифры. Это – уровень предполагаемого задирания цен на газ для населения. Тогда сразу можно расшифровать остальное: «60%» - это уровень повышения цен на «домашний» газ, предрекаемый вот уже два года подряд руководителем ПАО «Нафтогаз» Андреем Коболевым (это его вместе с подельником – заместителем Витренко мы видели в тумане с мешками на плечах), 25 и 16 – это предполагаемые «компромиссные» показатели. Кстати, говорили и о 6% повышения, но не сразу, а ежемесячно, и, видимо, навсегда…
Чего только не говорили, в общем. Как только не фантазировали. Странно – может, надеялись, что МВФ что-то там такое поймёт в нашей жизни? Поймёт, что его требования, кажущиеся ему, МВФ, «естественными» в условиях рыночной экономики, могут быть смертельными для абсолютно нерыночной украинской семьи, поскольку отдавать за коммунальные отопительно-осветительные услуги 70-120% своего заработка – значит, просто сдохнуть с голоду? Там, в МВФ, небось, и понятия не имеют, что бывают такие зарплаты…
Гройсман знал. Но, пообещав сгоряча, что покажет, «как управлять страной», понятия не имел, куда он вляпался со своей пылкой фантазией. А вляпался он в ситуацию, когда премьер-министр в стране, «разобранной» по монопольным хатам, ни управлять, ни даже обматерить толком никого из своих «подчинённых» не может. А как можно? У начальника железной дороги, даже у И.О. зарплата почти миллион гривен в месяц, у начальника «Нафтогаза» - 2 миллиона, а он, Гройсман, кто на этом фоне?
Когда Коболев в 2016 году намекнул, а в 2017 сказал прямо, что стоимость газа для населения может возрасти на 60%, все помнят, какая истерика была в СМИ, и как громыхал из телевизоров и с трибун Гройсман: «Не позволю!»
А между тем, прав-то был именно премированный газовый Лёлек… Потому что и на самом деле – ещё в 2015 году, в самом начале переговоров с МВФ, было озвучено со стороны кредитора именно такое требование. Мы оставляем за скобками то, о чём уже говорили: а представляет ли себе МВФ уровень нашей зарплаты? Нет, не пана Лёлека Коболева, а – пана Мыколы, который с газовым ключом от имени какого-нибудь «облгаза» носится по городам по вызовам аварийного телефона?
Не представлял, поскольку ТАКОЕ представить цивилизованному западному человеку трудно.
Скорбно помолчим о субсидиях. Потому что это нас, сирых и «пересичных», вообще не касается. Они, субсидии, остаются для нас «сакральным таинством от Ревы-Гройсмана», поскольку никто пока что субсидии в руках не держал, не видел, как они выглядят, только тешился (кто их удостоился) тем, что платит по квитанциям ЖКХ меньше соседа.
А их, субсидий, в бюджете страны вроде бы всё больше, при этом, членов Секты Свидетелей Субсидий, всё меньше. И всё громче разговоры о том, что, якобы, с нового, 2019 года населению даже дадут их «пощупать». «Монетизацию» мы имеем в виду, разговоры о которой то возгораются, то затихают.
И мало кто сейчас соображает, что, несмотря на красивое слово «монетизация», ничего общего с приятным тактильным ощущением, возникающим при ощупывании денежным купюр, этот термин не имеет. Будет скорее всего – «картизация».
Или «карточкизация» - потому что якобы введут в действие очередной вид банковских карточек, на которые будут «капать» субсидиарные подачки от державы.
Но ты, «объект заботы», их хрен увидишь. Зашифрованы они будут. Их нельзя будет, сунув в банкомат, отслюнявить и пустить на дружескую вечеринку с барбекю и цыганами. Они якобы автоматически будут на эту карточку приходить и автоматически уходить… (Как вам такая система, а? Смысл в ней какой?) А вы будете чем-то вроде «аэродрома подскока», всё будет лететь мимо вас, опять-таки исключительно в кассы и карманы газово-энергетических монополистов, которые никуда не исчезнут.
Кстати, наверняка же эти самые карточки-подачки будут кем-то специально изготовлены, и хорошо бы узнать – кем, и насколько это предприятие приближено к нашим руководящим структурам. Да и банков, которым позволено будет распоряжаться этими самыми субсидиарными карточными счетами, наверняка будет ограниченное количество. Ну, вот как в системе «тёплых кредитов»: «Ощадбанк», «Приватбанк», «Укргазбанк». Потому что выгодно это. Миллионы вынужденных (не тех, которые по нужде, то есть по желанию клиента!) а именно – «вынужденных» банковских операций, каждая из которых стоит денег, «капающих» на счета банковской прибыли. (За 8 месяцев текущего года банки Украины получили более 15 миллиардов прибыли).
Можно сейчас долго рассуждать, охать и ахать, строя планы на будущее, уже изрядно омрачённое «вестью от Гройсмана». Ага, от него, несмотря на то, что упирался до последнего, отбивался от этого повышения, даже чем-то там рискуя очень тяжёлым (то ли отставкой, то наоборот – самостоятельным участием в каких-нибудь выборах). Смертельного риска в любом случае не было, разве что теперь «хождение в народ» стоит отменить. Мало ли что. Пример депутата Каплина, омытого с головы до ног «жидкостью непонятного происхождения» - перед глазами.
Конечно, неудачно так совпало всё… И народ всё злее (про Каплина мы вспомнили, да?) и безалабернее. И рабочих мест в стране всё меньше. Было бы больше – может, и с зарплатами было бы полегче, и с пенсиями, которые с них, этих рабочих мест, наполняются.
А теперь – при таких тарифах ожидай, чего хочешь. «23,5%» - это величина роста тарифов на теплокоммунальные услуги, следом поскачет электричество.
И останется горожанину, придавленному цифрой «23,5», для сугрева в квартирах и дворах использовать другую многозначительную цифру: «465». При такой температуре, по шкале Фаренгейта, начинает гореть бумага…
Иван ЕЛИСТРАТОВ