Рассказывая, что это культурное бессознательное. Т.е. не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. И в итоге верят, что этот самый культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.
Среди глобальных культурных кодов имеется, в том числе и письменный. Т.е. всякие песни, сказки, притчи и прочие колыбельные, которыми с бессознательного детства программируется мозг юного представителя той или иной нации.
Поэтому, например, бушмены не боятся львов. Шотландцы ходят в юбках. А граждане США знают, что доллар – самая лучшая в мире валюта.
Кстати, насчет культурного, точнее, коллективного бессознательного писал еще и психолог Юнг. Который уверял, что коллективное бессознательное в отличие от индивидуальной формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Поэтому там скрываются смыслы, понятные на бессознательном уровне.
И с этими непростыми учеными формулировками применительно с письменному культурному коду, сложно не согласиться.
Особенно, когда речь идет о бессознательном такого искусственно образованного национального формирования, как «постсоветский русский народ».
Который, как известно, проживает в таком искусственном пространстве, как «русский мир». Причем, не просто проживает, а еще и пытается расширить его границы, считая, что настоящего счастья это самое оно.
Вот вам свежий пример из практики от 23 октября 2018 года, подтверждающий сухую научную теорию прошлых веков.
Речь, как ни странно, идет о бдительности украинских пограничников. Которые досматривали автомобили, въезжающие на территорию Украины со стороны РФ на КПП «Гоптовка» в Харьковской области.
И в одном из авто к своему немалому удивлению обнаружили мертвое женское тело, замаскированное под живого пассажира. Т.е. в сидячем положении, одежде и пристегнутом ремнями безопасности.
Немало повидавшие пограничники несколько удивились. Поскольку через границу пытаются перегонять разные контрабандные грузы. От наркотиков до нелегальных мигрантов.
Но живых.
А вот, чтобы перегоняли сидячих мертвецов, это уже из области экзотики.
Тем более, что после того, как живых людей вызвали для объяснений в офис, выяснилось, что никакой контрабанды как бы и нет. Потому что все российские документы типа свидетельства о смерти были оформлены без нарушений. А столь нестандартный способ транспортировки трупа водитель (кстати, муж покойной) объяснил тем, что хотел похоронить усопшую в Запорожской области.
Понятно, что официальная отправка груза-200 через границу стоила бы намного больше. Но, чтобы решить так сэкономить, нужен особый культурный код. Когда решения принимаются на том самом коллективно-бессознательном уровне.
Что, кстати, подтверждается еще и тем, что еще одним пассажиром в авто, помимо покойницы, был ее сын.
Интересно, они во время досмотра автомобиля украинскими пограничниками, как себя вели? Объясняли, что пассажирка на заднем сидении заснула и просили ее не будить? Или все-таки обращались к ней, создавая иллюзию жизни, с предложением выпить кофе?...
Хотя, самое феерическое в этой истории все же не коллективное бессознательное вдовца и сына.
А то, что машину с сидящим трупом, пристегнутом ремнем безопасности, без каких бы то ни было проблем и вопросов, пропустили российские пограничники через КПП «Нехотеевка». Поскольку документы на покойницу были оформлены без нарушений. А вид транспортировки тела через границу особого удивления не вызывал.
И именно эта поведенческая реакция государственных служащих (да еще и сотрудников ФСБ) во многом объясняет, как нынешнее коллективное бессознательное, так и письменный культурный код Запоребья.
Т.е. те самые песни, притчи и сказки, которыми с детства напитывались и напитывается подрастающее поколение.
Вот вам, кстати, одна из показательных сказок, которая во многом объясняет бессознательное, как вдовца с сыном, так и российских пограничников.
Название, как вы видите, более чем профильное:
«Мертвое тело»
Русская народная сказка
В некоем царстве, не в нашем государстве жила старушка-вдова; у ней было два сына умных, а третий дурак. Стала мать помирать, стала имение отказывать — кому что, и просит умных: «Не обделите, сынки, дурака; было бы всем поровну!» Вот старуха померла, умные братья разделили все имение меж собой, а дураку ничего не дали. Дурак схватил покойницу со стола и потащил на чердак. «Что ты, дурак! — закричали на него братья. — Куда поволок?» А дурак в ответ: «Вы двое все добро себе забрали; мне одна матушка осталась!» Втащил наверх и принялся кричать во все горло: «Люди добрые, поглядите — матушку убили!» Братья видят — худо дело! — и говорят ему: «Дурак, не кричи! Вот тебе сто рублев; вот тебе лошадь!»
Дурак взял деньги, запряг лошадь, посадил старуху на дровни и повез ее, словно живую, на большую дорогу. Скачет навстречу ему барин, колокольчик под дугой так и заливается: дурак с дороги не сворачивает. «Эй ты, олух, вороти в сторону!» — кричит барин. «Сам вороти!» — отвечает дурак. Барин осерчал, заругался, не велел сворачивать, наскакал на дровни и опрокинул набок; старуха упала, а дурак завопил: «Караул, караул! Барин матушку до смерти зашиб!» — «Молчи, дуралей, вот тебе сто рублев». — «Давай триста». — «Черт с тобой! Бери триста, только кричать перестань». Дурак взял с барина деньги, положил старуху на дровни и поехал в ближнее село; пробрался задами к попу на двор, залез в погреб, видит — стоят на льду кринки с молоком. Он сейчас поснимал с них покрышки, приволок свою старуху и усадил возле на солому; в левую руку дал ей кувшин, в правую — ложку, а сам за кадку спрятался.
Немного погодя пошла на погреб попадья; глядь — незнамо чья старуха сметану с кринок сымает да в кувшин собирает; попадья ухватила палку, как треснет ее по голове — старуха свалилась, а дурак выскочил и давай кричать: «Батюшки-светы, караул! Попадья матушку убила!» Прибежал поп: «Молчи, — говорит, — я тебе сто рублев заплачу и мать даром схороню». — «Неси деньги!» Поп заплатил дураку сто рублев и похоронил старуху. Дурак воротился домой с деньгами; братья спрашивают: «Куда мать девал?» — «Продал, вот и денежки». Завидно стало братьям, стали сговариваться: «Давай-ка убьем своих жен да продадим. Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут». Ухлопали своих жен и повезли на базар; там их взяли, в кандалы заковали и сослали в Сибирь. А дурак остался хозяином и зажил себе припеваючи, мать поминаючи»...
Ну, а поскольку между «Гоптовкой» и «Нехотеевкой» помимо государственной границы пролегает еще и граница по линии культурного кода, то украинские пограничники направили уведомление в Нацполицию о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.115 УК "Умышленное убийство".
Что будет дальше, т.е. разрешат ли после оформления документов и проведения соответствующих процедур захоронить покойницу в Украине или депортируют авто с грузом-200 в Россию пока неясно.
Как неясно, где будет все это время храниться тело, и во сколько это обойдется экономному вдовцу.
Но в том, что этот небольшой эпизод из жизни украино-российской границы расцветил свежими красками коллективное бессознательное русского мира, сомнений нет…
Андрей КАПУСТИН