...Признайтесь, положив руку на компьютерную мышку: кто-нибудь из наших «широких читательских кругов» что-нибудь знает о Государственной Регуляторной Службе? Что это за зверь вообще? Кто-то что-то слышал о деятельности вышеназванной Госслужбы, кроме, как заявление годичной давности самой её главы Ксении Ляпиной о том, что-де не следует «бояться монетизации субсидий, даже если их просто пропьют»?
Нет, мы всё-таки точно воспроизведём её слова, мало ли что, время нынче неспокойное в информполе, могут заподозрить, а то и «привлечь»: «Можно сэкономить на многом. Монетизация субсидий позволяет изменить способ отопления ... Если вы хотите изменить способ отопления - отказаться от газа, перейти на пеллеты или еще на что-то, - есть и кредитные программы, которые позволяют на энергосбережение привлечь деньги. И ваши деньги, полученные вами за субсидию. Пожалуйста, эффективнее ими распоряжайтесь. Если нет, ну вы их потратите, это право самого гражданина».
Видите, год назад ещё начались разговоры про «монетизацию», и наивная, как оказалось, Ксения Ляпина предположила, что эти самые субсидиарные выплаты будут производиться «живыми» деньгами. Оказалось – фигушки, но мы вообще не об этом.
Просто вот уже который год подряд информационное пространство страны густо наполнено, даже – забито непрерывными спорами вокруг одного-единственного вопроса: «повысят тарифы на коммуналку, или нет?» Говорят, даже заключались пари на эту тему, и были проигравшие. (Те, которые говорили, что НЕ повысят). Но их было предельно мало. Народ у нас в этом плане давно стоит на тропе пессимистов, поскольку - реалист, и понимает, что ничего у наших правителей-властителей в деле удешевления нашего быта не получится.
Просто не получится – и всё!
Но такая была напряжёнка… Такие жёсткие (мы, правда, не видели своими глазами) и даже, наверное, жестокие переговоры Гройсмана и всей компании с этим злобным не непокобелимым (непоколебимым, пардон) МВФ… Наши держались, как могли, Премьер то пугал отставкой самого себя, то изгнанием из кресел руководителей «Нафтогаза», но МВФ, видимо, применял в ходе переговоров какие-то нам неведомые способы «убеждения» наших переговорщиков (паяльник, утюг, дыбу – мы не в курсе опять же)… Дата наступления эры новых тарифов на газ и всё окружающее энергетическое пространство постоянно перекладывалась и отодвигалась во времени.
Главное звучало из уст Премьера Гройсмана: «Тарифы повышаться не будут» До… (Дальше называлась какая-нибудь дата, типа «1 августа», «31 августа», «16 сентября»…) Пока не добрались до 18 октября, когда, якобы, «упражнения с паяльником» завершатся хотя бы чем-нибудь, хотя населению давно уже стало ясно, ЧЕМ именно они завершатся – тарифы прыгнут. Тем более, что отопительный сезон ещё не начался, и хвастаться тем, что «тарифы не возрастут до 18 октября» было просто смешно. Сезон начался на неделю позже, но теперь головная боль пришла к работникам энергетических, социальных и иных местных административных органов. Потому что до сих пор они, как могли, тормозили назначение субсидий, выкручивались, как могли, добиваясь сокращения числа Секты Свидетелей Субсидий, придумывали разную фигню типа «слишком новых авто» и «незаконных разводов граждан».
И вот – случилось. Гройсман сдался, хотя и бодрится по телевизору, обещая «райские экономические кущи» через 5 лет. Депутаты чешут репы и другие доступные места, поскольку непонятно, что теперь делать с уже утверждённым в первом чтении Госбюджетом… Где-то в недрах Кабмина готовятся зубодробительные по сложности восприятия и расшифровки «уложения» и «положения», долженствующие максимально усложнить гражданам путь к «тарифной халяве», и всё более модным становится словечко «верификация».
Верификация – это сверка «наличия» с вашим «заявительным враньём». Вы ведь заявляете, что не в силах ввиду нищенского своего положения платить за услуги ЖКХ? Вот они, эти «верификаторы», и проверят – что у вас там из «нищенского набора» наличествует… Дети в рубищах по лавкам, плесень в холодильнике, или наоборот – дети в Оксфорде, три айфона по карманам (карманы – вывернуть!)…
И тут – Ксения Ляпина с её «нежданочкой»…
…Если честно, то страну проверили. На… Оптимизм, что ли. На веру в то, что, возможно, можно эту всю «тарифную муть» чем-то осветлить, разредить, сделать не такой беспросветной для собственных семейных бюджетов. Но даже Всемогущий Интернет с его социальными сетями как-то очень скептически отнёсся к «выныриванию» регуляторной Госслужбы из тьмы забвения, не наполнился словами надежды и ожидания.
«Хрен чего дождёмся…» - таков был главный рефрен комментариев после появления в Сети информации, намекающей на то, что-де объявленное повышение цены на газ какое-то «неправильное». И правда, смотрите, как там было заявлено: «Принятие проекта в предложенной редакции может привести к монополизации рынка природного газа НАК "Нафтогаз Украины", невыполнению Украиной ее обязательств по договору об учреждении Энергетического сообщества.
Кроме того, в документе отсутствует анализ регуляторного влияния на рыночную среду, обеспечение прав и интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства, а также обоснование соответствия проекта принципам регуляторной политики».
Слова-то какие понаходили… «Регуляторного влияния»… «обоснование соответствия…»
А на самом деле – пшик на палочке. Или звук, вызывающий пузырьки в водной среде. О чём, собственно, сообщила сама Ксения Ляпина через пару дней. И текст был таков: «Государственная регуляторная служба не сможет оспорить постановление Кабмина №867 о ПСО и повышении цены газа с 1 ноября, хотя и не согласовала проект этого документа. По словам главы службы, Ксении Ляпиной, ГРС может высказывать свои замечания и опасения лишь до принятия акта Кабинетом министров. В действиях в отношении уже принятых Кабмином документов ГРС ограничена законом. Прислушаться к мнению регуляторной службы или нет - дело премьер-министра». («УН», 29 октября.)
И все дела… (как говорят в таких случаях простые, незамысловатые граждане, не сильно вникающие в тонкости взаимоотношений государственных структур).
Там, кстати, объёмный текст получился – в этом самом «Отказе от согласования…». И очень убедительный. Там и про всякие нарушения всяких «уложений», «законоуложений» и «пунктов», и про то, что Кабмин одно за другим выдавал распоряжения, противоречащие сами себе…
Но поезд – ушёл.
Не успели.
Нет времени ни на «тщательный анализ», ни на «согласования», ни на апелляции какие-либо, будь они нам всем здоровы…
Тарифы – ПРЫГНУЛИ.
Остался вопрос: а зачем ЭТО надо было самой Ксении Ляпиной, главе Государственной Регуляторной Службы? Что она хотела тут, в этом кипящем «лавовом потоке» страстей, глупостей и правительственного отчаяния, «отрегулировать»?
Да может, и не хотела вовсе. Или хотела сделать нечто иное.
Тут мы, как опытные составители всевозможных конспирологических теорий и фантазий, можем вообще чёрт-те что нафантазировать. Например, почему бы нам не включить в сферу наших предположений такое явление, как – выборы?
Как «при чём тут выборы…» У Ксении Ляпиной на удивление нейтральный, спокойный, нескандальный «анамнез» прошлых дел. Ляпина, видимо, надеется, что, кто бы туда, на президентский престол ни взгромоздился, никуда ему не деться от проблем малого и среднего бизнеса и от политики, которая называется «регуляторной». А заодно ему понадобятся люди, которые в этом деле если и не собаку, то хотя бы кролика за эти годы «съели».
И Ксении Ляпиной найдётся место в этом путаном регуляторном мире.
Кстати, почему бы и нет? По крайней мере, единый налог для малого бизнеса она прошибала и активировала вместе с депутатом от «Батькивщины» Александрой Кужель. От которой «рукой подать» сами знаете, к кому…
Но это, конечно, только наши фантазии, бессильной злобой перед новыми тарифами навеянные…
Иван ЕЛИСТРАТОВ