«Органы социальной защиты населения могут предоставить субсидии семи миллионам домохозяйств, и бюджет это выдержит». Об этом премьер-министр Украины Владимир Гройсман сказал в эфире канала ICTV 22 октября.
«Как президент я поставил правительству очень жесткое требование: мы должны защитить людей, расширить программу субсидий, увеличить средства на выполнение этой программы, чтобы от роста тарифов не пострадали наименее защищенные слои населения и вообще все те, для кого это повышение является критическим». (Пётр Порошенко, выступление по случаю 22 годовщины Счётной Палаты Украины, 22 октября).
Вот так вот. ОНИ – за нас. Нет смысла в данный момент копаться во всей «истории вопроса», вспоминать, кто там и чего понаобещал нам, парламенту, международному сообществу в куче и МВФ в частности. Итог простой:
Денег – нет.
Причём, что характерно: денег нет – у всех.
Их нет у правительства, потому что (тут следует длинный перечень экономических глупостей кабмина, который с какого-то чуда решил, что деньги в стране появляются в основном усилиями силовиков, а не производственников).
Денег нет у народа. Не потому, что он тупой, а потому, что правительство, собирая деньги в бюджет на таможнях и налоговых инспекциях, забыло, что ещё легче их собрать с народа, который, устроившись на высокооплачиваемую работу, с удовольствием поделится кусочком зарплаты с государством, т.е. заплатит налоги, коими, собранными в Бюджет, потом с не меньшим удовольствием и воспользуется (пенсии, соцвыплаты).
И, когда три года назад власть, не понимая и не умея наладить систему «зарабатывания денег», вдруг перешла к системе «одалживания». Ну, то такое: война, лишения, весь мир с сочувствием…
А она (власть) не унималась. Само ощущение власти часто подводит её обладателей: в какой-то момент ей начинает казаться, что она может – всё. Применительно к нам – обеспечить субсидиями на газ, свет, тепло и воду десяткии миллионов семей (правда, не удосужилось подсчитать, сколько их на самом деле).
Итог печален, потому что оказалось, что никакому «реформатору», даже с улицы Банковой, не под силу обеспечить безбедное существование, то есть халявное сжигание всех энергетических субстанций для обогрева и освещения десятков миллионов домохозяйств.
Бюджет начал трещать. И не по швам. А по всем дыркам, которые пробивали в нём ненасытные депутаты ВР во время его же, бюджета, «ночного» формирования. Три года подряд…
И ничего не помогает. Ничем народ не пробрать. Совращали возвратом денег, сэкономленных на недоотоплении, недоосвещении, недогреве и недомыве. Копейки получаются, и тех не очень хватает, выплаты задерживаются.
Потом начали пугать. Разработали всевозможные сайты и сайтики типа «Должники ЖКХ». Конституции противоречат, многим Законам тоже, о правах человека ни слова, но очень и очень правительством продвигались. До сих пор жива идея – снимать долги за ЖКХ прямо с банковских счетов. До «Доски позора» на центральных городских площадях ещё не додумались, но до этого, видать, недалеко…
Зато изо дня в день на всех возможных страницах и сайтах повторяются слова Гройсмана: «Несмотря на изменения, внесенные в порядок оформления субсидий, помощь получит каждый, кто в ней нуждается. В Украине усилена справедливость относительно назначения субсидий».
Запомним эти слова… Насчёт «справедливости».
Ладно, перейдём к делу.
Вот вам картина. Не маслом, зато с натуры…
Итак, приходит одинокая (так сложилось) дама к инспектору социальной службы («собес» по-простонародному). В Киеве. В Деснянском районе. Приносит, естественно, документы, как положено и разными сайтами информационными рекомендовано (в том числе и сайтом Минсоцполитики). Там ведь что сказано?
Нужно: паспорт, заявление, декларацию о доходах и расходах семьи (количество: одна дама пенсионного возраста).
И начался интересный разговор.
- А где паспортные данные сына и невестки?
Дама знает, что паспортные данные и индивидуальный налоговый код входят в понятие «персональные данные» и разглашению не подлежат. А в статье 5-й Закона о защите персональных данных граждан прямо сказано, что персональные данные третьих лиц могут быть использованы только с их персонального письменного согласия. Поэтому и ответила просто:
- Я таких данных не имею, и согласия на их использование никто не даст.
- Ну, тогда и субсидию не получите. В декларацию нужно вносить все требуемые данные.
А «требуемые данные» - это, кроме номера паспорта и идентификационного кода, ещё и личные счета по коммунальным платежам.
Читатель легко догадается – дадут даме эти «требуемые данные», или нет.
А ещё получился небольшой диспут по поводу определения термина «домохозяйство». Инспектрисса уверяет даму, что её невестка и она лично составляют «одно домохозяйство».
- Но вы же – одна семья!
То, что эта «одна семья» полтора десятка лет проживает в разных квартирах в разных концах города, а невестка и прописана в другом доме, и имеет своё, собственное «домохозяйство», ей в голову, видимо, не приходит…
(Вопрос: а не вернулись ли мы в общинно-племенной строй, здесь неуместен. Так сформулировано Постановление Кабмина.)
(Это ещё ерунда. У одной киевлянки сильно пенсионного возраста потребовали данные невестки – гражданки другой страны (там же и проживающей) и копии свидетельств о рождении (!!!) малолетних внуков, которые родились и проживают там же…) И являются гражданами той же, другой страны…
Попытка пояснить, что, пардон, у невестки есть своё, собственное домохозяйство, и к её, даме, «хозяйству» она вообще не имеет отношения, инспектриссу не смутил. Она сказала:
- Так сказано в постановлении.
Дама сказала:
- А в Законе совсем другое.
Ей ответили:
- А при чём здесь Закон? Есть – Постановление. Кабинета Министров.
И оно действительно – есть! У него номер – 841.
Читать его – значит обречь себя на сердечный приступ. Как по стилю формулировок, которые, видимо, для того так и написаны, чтобы толковать их могли только всемирно известные юристы и то за большие гонорары.
Дадут ли даме субсидию? Глядя на текстуальные объёмы законов и «постановлений», и на тоскливые взгляды инспектриссы – вряд ли. Но…
Дама после визита к Минота… О, Господи, к собесу подарила нам любопытное наблюдение.
Там, во время её диалога со служительницей Субсидий, какой-то мужчина сильно орал и очень грамотно «припечатывал» другую инспектриссу своим знанием законов и постановлений «по теме» (видимо, давно сюда ходит). Ушёл, ворча под нос что-то очень непечатное. Две инспектриссы переглянулись, и одна другой сказала:
- Не переживай. Внеси его в «чёрный список».
Вот и сказаны ГЛАВНЫЕ слова во всей этой лицемерной «субсидиарно-спасательной» истории.
То, что там наговорили недавно с высоких экранов и ярких трибун (то есть наоборот, с высоких трибун но для нас это не имеет значения) – туфта на постном масле.
И сплошное чиновное лицемерие.
Не будет нам никаких «упрощений», забудьте.
Мы все давно у НИХ – в «ЧЁРНЫХ СПИСКАХ».
А фразу «счастье для всех…» мы взяли из фантастической повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине». Там герой повести Редрик, преодолев Зону посещения Земли инопланетянами и добравшись до мечты всех сталкеров мира, «Золотого Шара», судорожно пытался сформулировать желание, которое шар обязательно воплотит. Единственное, что вспомнил – вот эту фразу: «Счастья для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным». Это его друг сказал, в этой же Зоне. Перед самой смертью…
Нет у нас Золотого Шара.
Но вот Зона, кажется – есть…
Иван ЕЛИСТРАТОВ