Знаете, почему не хочется утруждать читателя всякими там схемами-цифрами? По одной причине: они в повседневной жизни практически неощутимы. Не видно их! Не прощупываются, где-то там бродят по газетным страницам и официальным сайтам.
Но зато, когда спишь в валенках и в дублёнке ввиду недогретости помещения и лопаешь по утрам согретую в постели собственным телом котлету… Сразу становится понятно: «шото здесь не так, в нашей энергетике…»
Особенно газовой, поскольку львиная доля тепла в стране производится с использованием природного газа, даже, если это тепло из электрокамина, или горячий чай из электрочайника.
Но мы же не просто так, мы чтобы прояснить ситуацию с тарифами. Каждый раз, описывая все эти «тарифные страдания», натыкаемся на «Нафтогаз», и две фамилии – Коболев («Лёлек» по-нашему), и Витренко («Болек», если помните). А, натыкаясь, опять-таки пытаемся разобраться в нелюбимых нами цифрах, потому что без них – никак не определить: это мы с вами такие идиоты, которые не могут сами себе заработать на «прогревание», или же это просто нас дурют, почём зря, наши Болеки с Лёлеками, сдирая последнюю гривну непонятно на что?
Но тогда мы в любом случае в дураках остаёмся… Ни заработать, ни «подлянку» от «Нафтогаза» одолеть…
А «подлянка» вот в чём.
Несложно найти данные о постоянно сокращающемся количестве семей, или, как сегодня модно говорить, «домохозяйств», которым государство «от щедрот» начисляет субсидии на оплату услуг ЖКХ. Было почти 8 миллионов таких хозяйств, осталось по очень неустойчивым данным (меняются постоянно) то ли 1,5, то ли 3 миллиона. А неустойчивы эти данные потому, что правительство сегодня мечется между задачей из фильма «Миссия невыполнима». Когда надо и с нас содрать побольше, и останки своих политических рейтингов как-то сохранить. (Хотя какие там у них уже рейтинги – нежить одна…)
Тем не менее надо сохранять, и в этом обязан участвовать Владимир Гройсман, поскольку, как бы он ни уворачивался, как бы он ни отползал сегодня от президентского «Круга света», его имя стоит рядом с именем Президента, и ничего тут не поделаешь. И, сколько бы он не грозил пальчиком Лёлеку («а вот я тебе поповывшаю!»), тот на премьера чихать хотел. И на нас всех тоже. И это, извините, не по молодости его пацанячьей.
Тут иот в чём дело: он прикоснулся к огромным деньгам, о которых даже его папа, «главный нефтегазоносный гном» страны, не мечтал. Да, мальчик не из бедной семьи, да, прошёл выучку в «Нафтогазе» времён изысканного «схемщика» Юрия Бойко (ныне претендент на пост Президента Украины), и в обморок при виде пачки баксов не падал никогда.
Но ТАКИЕ деньги… Причём – просто так, единым мановением волшебного пальца Владимира Гройсмана, объявившего однажды апрельским вечером «единую рыночную и навсегдашнюю цену на газ».
Кто-то из членов команды Лёлека-Болека пыхтел, буря газовые скважины в полтавских степях?
Ни шиша подобного. «Не бурили мы…»
Кто-то из этой команды командовал сварочным комплексом при укладке новых газопроводов?
Фигушки. «Не командовали мы…»
Ничего они не бурили, не перегоняли по трубам, не разведывали, не монтировали. Они – мучились. Много лет подряд, когда цены на газ были вполне удобоваримы для промышленности, и даже для населения, они мучились над схемами. Мучились – каким образом повернуть газовый поток из одной ценовой категории в другую, более дешёвую, но чтобы получилось по цене всё-таки подороже, и, главное, главное, чтобы всё это было «тихо-тихо».
И всё растекалось по офшорам. А оттуда изредка выныривало в качестве «иностранных инвестиций», и мы, читатели, листая газеты или мониторы, с удивлением обнаруживали, что самый главный инвестор для Украины, оказывается… Кипр!
Или Панама…
А теперь никуда ничего прятать не надо! За три последних года в системе «Нафтогаза» образовался эдакий «сталактит» высотой в 48 миллиардов гривен. Называется он «профицит капитальных инвестиций».
Знаете, что это? А это деньги, которые с нас, извините, содраны, но – никуда не пристроены.
Некуда, понимаете ли, «Нафтогазу» их пристраивать!
«А на эти, как их… Скважины, разведку, бурение… 25 миллиардов собственного газа через 3 года…, - начнёт бормотать обчитавшийся СМИ читатель. – Ведь обещал же Гройсман… Туда эти деньги и вложить… Нет?»
Да. В смысле – «нет». Не вкладываются они. Накапливаются легко, причём странным образом: накапливаются и… Тают в воздухе. Их, используя открытые в СМИ данные, подсчитать легко, а найти практически невозможно. Сейчас вот ищут. Если не сами деньги, то хотя бы объяснение: «Куда пристроили, и почему ничего не построили?»
Ни буровой, ни газопровода.
Ни одного счётчика по квартирам не поставили!
Для финала приберегли мы ехидное, но, кажется, очень точное мнение человека, фамилию которого сегодня в приличном обществе даже произносить… «якось невдобно»… Константин Григоришин потому что его зовут. Владелец сети энергокомпаний, энергомашиностроительных предприятий… Такой себе олигарх и негативный в восприятии многих читателей тип. Но вот что этот «не очень хороший человек» говорит о сегодняшней ситуации в газовом секторе: «Украинские олигархи – как пророссийские, так и проамериканские, не заинтересованы в увеличении добычи газа. Им вместе с главой «Нефтегаза» Андреем Коболевым выгодно, чтобы в Украине всегда был дефицит газа».
Вы не рухнули со стула, читатель? Ни фига себе олигарх пошёл… Сам на себя такое…
Но по сути-то он прав…
А ещё он сказал. Официально, «Интерфаксу», между прочим: «Чтобы увеличить добычу газа в Украине на 10 миллиардов кубов… надо пробурить 500 скважин. Стоимость бурения одной скважины – 2-3 миллиона долларов. За 3-4 года можно выйти на объёмы добычи 30 миллиардов кубов».
Но это мы так, между прочим…
Потому что «Нафтогаз» - жив. Он есть.
И он хочет есть…
Иван ЕЛИСТРАТОВ