Случилось это 12 декабря 2018 года. Когда Государственный комитет по телевидению и радиовещанию Украины (Держкомтелерадіо) не дал разрешения на ввоз в Украину еще 26 книг, которые содержат признаки пропаганды государства-агрессора.
Т.е. якобы перекрыл кислород для распространения идеологического кремлевского зла.
Да, с одной стороны, эта затея с запретами на ввоз подрывной литературы страны, с которой Украина воюет уже почти пять лет, как бы логична.
Однако об эффекте говорить сложно. Поскольку эффект от таких превентивных мер хорош во времена линотипов, ламповых радиоприемников и пишущих машинок «Ундервуд».
Но никак не интернета.
Хотя во время войны в Украину вообще не должны ввозиться никакие российские товары. Но, торговля со страной-агрессором идет полным ходом. Причем, по нарастающей. Что дает возможность создавать иллюзию борьбы через функционирование таких симулякровых контор, как Держкомтелерадіо.
Где целый «экспертный совет» не покладая рук выискивает крамолу в печатной запоребриковой продукции. Напоминая такого себе коллективного Карла Маркса, чьим любимым занятием было «рыться в книгах»…
На заре появления в СССР первых видеомагнитофонов подобным видом спорта увлекался КГБ, выискивая элементы антисоветчины и порнографии в конфискованных видеокассетах с запретными «Греческими смоковницами» и прочими «Рэмбо»…
Что касается процесса рытья в книгах, то, судя по всему, дело находится в надежных руках. Поскольку этот самый клуб читателей-экспертов возглавляет первый заместитель председателя Госкомтелерадио с 2002 года Богдан Червак. Который в свободное от рытья в книгах время, по совместительству еще и возглавляет ОУН. Т.е. Организацию украинских националистов.
Так что можно не сомневаться в том, что через этот участок границы не проскочит ни одна идеологическая гадина. В какие бы одежды она не рядилась.
Как это случилось 12 декабря, когда среди исследуемой крамолы обнаружилась на первый взгляд невинная антология «Поэзия серебряного века». Т.е. подборка стихов давно умерших поэтов.
Но поскольку Богдан Червак проедает бюджетные деньги не просто так, то провокация с покойниками была пресечена. Причем, с просто дивной формулировкой, которая явно требует комментариев профессиональных психиатров: «Упорядник антології «Поэзия серебряного века» (московське видавництво АСТ) презентує творчість страченого сталінською системою Осипа Мандельштама… поемою про Сталіна, яку зламаний переслідуваннями і фізичними тортурами поет написав у засланні за рік до своєї трагічної загибелі. Такий дивний вибір саме цього твору із спадщини великого поета, творчість якого високо шанують в Україні, є в дусі російської пропаганди, яка, реабілітуючи Сталіна, тим самим виправдовує злочини Путіна»…
Да, чтобы привязать к Осипу Мандельштаму оправдание преступлений нынешнего президента РФ это нужно постараться отдельно.
Причем, оправдывая свое решение об отказе Мандельштаму во въезде в Украину, Госкомтелерадио не только подставил страну, но и соврал.
Поскольку, во-первых, «Ода Сталину» Мандельштама не является поэмой.
А, во вторых, в антологии творчеству поэта отдано 27 страниц.
То, есть только о презентации творчества одной «поэмой» речь не идет. Но, т.к. антология к ввозу в Украину запрещена, а в интернете целиком недоступна, то, кто будет проверять такие мелочи.
При этом мы не забываем о симулякрах. Поэтому рассказ о том, поэт, чье творчество высоко ценится в Украине, не может быть допущен в Украину из-за его же творчества по уровню абсурда не уступает роману «Москва-2042» Владимира Войновича…
Теперь осталось дождаться, кто будет следующим. Потому что о Сталине писали хвалебные стихи и Пастернак, и Ахматова, и Маршак, и даже Александр Вертинский… Да и вообще, в то костоломное время отца народов не прославили разве что Пушкин, с Лермонтовым
Да и то потому, что вовремя пали от руки коварных убийц…
Но отдельное место в ряду профессиональных сталинопецев занимают украинские поэты. В том числе и те, кто сегодня причислен к классикам украинской литературы. Чьи имена носят улицы. А их лики отчеканены на памятных монетах Нацбанка… Причем, то, как трепетно славили Сталина и Рыльский, и Сосюра, и Малышко, и Тычина, в логике экспертного совета Госкомтелерадио просто требует того, чтобы их творческое наследие было немедленно изъято из библиотек и школьных учебников.
Потому что, если до них доберется какой-нибудь пытливый ум, то он тут же поймет, что налицо оправдание преступлений Путина.
Вот, например, дважды лауреат Сталинской премии, Андрей Малышко: - «Через муки и горе мы шли за Отчизну свою, Отвоевывать счастье,— оно нам мерцало воочью,— И великая радость бывала в тяжелом бою — Знать, что Сталин нас помнит, сражавшихся этою ночью»...
А вот Владимир Сосюра:
«Ти нас ведеш, як вів колись давно
До перемог, скоривши час і далі.
Коли серця мільйонів злить в одно —
Твоє це серце буде, рідний Сталін!»
Или, скажем, Максим Рыльский. Тоже, кстати, пострадавший от Сталина. Но, правда, не до смерти, а лишь «десяткой» в ГУЛАГе… За что лучший друг поэтов и физкультурников удостоился песни: «Слово Сталина меж нами, Воля сталинская в нас! Нам покорны стали воды, Под ногой легли поля. Поднимаются заводы, Обновляется земля. Все вперед, полком единым Большевистский строй идет. Лётом сталинским, орлиным Мудрый вождь страну ведет»...
Или просто дивный патриотичный стишок, который сегодня выглядит более чем лиричненько: «Ми збирали з сином жолуді дубові,і про день майбутній я казав синкові, і пливли багряні хмари в вишині, і співала осінь весняні пісні»...
Хотя в оригинале это звучало так: «Ми збирали з сином жолуді дубові, і про слово Сталін я казав синкові»…
И тоже все ОК. Легкое движение руки, и стишок по сей день тиражируется в куче книжек, воспитывая подрастающее поколение…
А вот и Павел Григорьевич Тычина. Чьим стишком «На майдані, коло церкви» были промыты мозги не одного поколения советских школьников. И чья биография (доживи он до наших дней) просто кричит о люстрации и недопуске на руководящие должности: В 1938—1967 годах — депутат ВС УССР, в 1953—1959 Председатель ВС УССР. Депутат ВС СССР 2—5 созывов (1946—1962). В 1943—1948 годах — министр (нарком) просвещения УССР. Лауреат Сталинской премии..
Но ничего. Красуется на серебряной монете номиналом 5 гривен, выпущенной в 2011 году.
Хотя славен не только «Солнечными кларнетами», а и таким бессмертным творением, как прекрасно иллюстрированной книжкой для детей «Вышьем Сталина портрет»:
- Ты расти, ленок, повыше,
Подымайся с каждым днём.
На холсте портрет мы вышьем,
Вышьем — Сталину пошлем!
Мы снопом его украсим,
Тем, что даст нам урожай,
Сталин создал наше счастье,
Защитил родимый край»…
Как для председателя ВС УССР, как бы вполне неплохо…
Кстати, Тычина в полном фаворе прожил до 76 лет, покоится на Байковом кладбище, а его могила включена в список кладбищенских достопримечательностей…
Что касается ставшего невъездным в Украину «кремлевского пропагандиста» Осипа Мандельштама, то место его захоронения неизвестно. Последний раз поэта видели в 1937 году в пересыльном лагере «Вторая речка» во Владивостоке…
Андрей КАПУСТИН