Послевкусие после проведения Объединительного Собора сродни дегустации пережженного кофе с добавлением желудей, который подали в дорогом ресторане.
Напоминая еще и об известной пословице насчет того, кто и что может разбить, если заставлять его молиться. Поскольку именно с этим процессом связано то усердие, с которым, как церковные, так и светские чиновники кинулись собирать урожай из только что проросших, но еще не заколососившихся всходов.
Вот вам глава пока еще светского мультиконфессионального государства Украина - Петр Порошенко. Восседающий в штатском среди священников, одетых по форме, в президиуме Собора…
Или, например, руководитель департамента по делам религий и национальностей министерства культуры Андрей Юраш. Который вышел в телеэфир и, как пророк, начал рассказывать о «тысячах мирных переходов», которые будут происходить между юрисдикциями церквей: "Будут мирные переходы, и их будет тысячи. Сегодня нам позвонили из 6 областей о том, что общины десятками уже собирают собрание и готовятся переходить»...
Чиновничья классика: звонили из шести областей, общины собираются десятками, но счет идет на тысячи.
Ну, будут… Ну, тысячи… При чем здесь клерк из министерства культуры?
Но вишенкой на этом торте стали действия архиепископа Черниговского Евстратия (Зоря), служащего по совместительству главой информационного управления Киевской патриархии. Который в лучших традициях гибридного бытия, сперва на своей странице в ФБ ликующе отрапортовал, что ПЦУ уже признал Ватикан. Написав: «Официальный портал новостей Ватикана 17 декабря сообщил об избрании митрополита Епифания Предстоятелем автокефальной УПЦ. Фактически это знак того, что в соответствии с порядком экуменического диалога с православными церквями, в силу канонического признания Вселенским Патриархом Варфоломеем Украинской церкви и ее Митрополита, эта церковь приобретает для Ватикана субъектность. Очень болезненная новость для Московской патриархии. И очень важная – для католического и всего христианского мира…»
И далее полный текст ватиканской новости с гиперссылкой.
Через семь часов, после того, как Дирекция службы печати Святого престола опровергла слова Евстратия, сославшись на то, что информационный ресурс не отражает официальную позицию Ватикана, а является лишь журналистским ресурсом, Евстратий свой пост резко зачистил. Убрав собственные домыслы и бравурные реляции насчет признания. Оставив ватиканскую новость и добавив пресс-релиз Апостольской нунциатуры в Украине: «В останні дні деякі інформаційні органи Святого Престолу опублікували, між іншим, інформацію про події що відбулися нещодавно у Православ’ї в Україні. Це відповідає завданню кожного органу суспільних комунікацій, тобто, інформувати своїх користувачів про те, що відбувається у світі. Якщо ж Святий Престол захоче опублікувати свою офіційну позицію стосовно цих подій, зробить це за допомогою відповідних способів та інструментів, які використовуються в таких випадках»...
И в итоге вместо болезненной новости Московская патриархия получила лишь повод для злорадства.
Для чего нужно было так сильно бить лоб, это вопрос к самому Евстратию. Тем более, что создание ПЦУ и без этого архиепископского пробега впереди паровоза получило достаточно реальных бонусов. Включая, скажем, поздравление из Вашингтона и разговор избранного предстоятеля с Госсекретарем США.
Но это как бы парадная сторона медали.
Потому что практически без резонанса осталось еще одно светско-церковное событие – пресс-конференция одного из претендентов на пост главы ПЦУ – митрополита луцкого и Волынского Михаила.
Что само по себе уже любопытно. Поскольку церковные иерархи обычно пресс-конференциями паству не балуют. Предпочитая солирование с амвона. А тут не просто пресс-конференция, а целый сеанс разоблачения зловещих козней, сопровождавших подготовку и проведение Объединительного собора.
Поскольку митрополит Михаил заявил, что на него оказали давление Петр Порошенко патриарх Филарет. «Уговорив» снять свою кандидатуру в пользу Епифания.
«Были горячие дискуссии между мной и патриархом Филаретом, - заявил митрополит Михаил, - Не договорившись ни о чем, часть делегатов вместе со мной покинула Теплую Софию и пошла в Большую Софию. Мы стояли на грани нероспуска Я сказал делегатам, что меня шантажируют, а это недемократично, что не было никаких аргументов в пользу того, что я должен снять свою кандидатуру. После этого к процессу переговоров присоединились спикер Верховной Рады Андрей Парубий и президент Украины Петр Порошенко, в частности с последним Михаил провел по меньшей мере пять разговоров во время Собора, однако ситуация заходила в тупик. "Это был просто разговор о будущем церкви Украины. Позиция президента была – давайте договариваться, потому что для Украины это решающий момент... Тогда встала дилемма. Если я стою на своем, действуя в рамках закона, и иду до конца, но зато вторая часть может покинуть Собор, и часть, которая поддерживала Филарета. Последствия для меня были вполне понятны. Снова разделение, будут говорить, что "хохлы" не могут договориться, вновь российское торжество. Стоял вопрос или я и мое эго, или Украина. Поэтому я принял решение, что Украина превыше всего».
То, что в итоге победил зарадиукраиининг, это, конечно, хорошо. Но то, что в выборах главы одной из конфессий мультиконфессионального государства принимали участие президент и спикер, это, согласитесь, перебор. Причем, не просто принимали участие, а еще и лоббировали конкретного кандидата.
Но дальше было еще интереснее. Поскольку давление со стороны Порошенко и Парубия, похоже, особо митрополита Михаила не испугало. Ибо в итоге он заявил: - "Но от желания стать предстоятелем я не отказываюсь. У меня есть свои видения относительно того, какой должна быть церковь. Выборы могут быть хоть завтра. Причин этому несколько – смерть предстоятеля, отрешение его от должности. То, что он молодого возраста – не гарантия того, что надолго останется на должности"…
Смерть предстоятеля… Отрешение его от должности… Молодой возраст, не являющийся гарантией долгого правления…
Похоже, что новую ПЦУ ожидают непростые времена…
В духе семейства Борджиа…
Андрей КАПУСТИН