Такое вот неоднозначно-долгожданное сообщение распространилось в ночь на 20-е декабря: «Украина, Россия и Еврокомиссия "достигли принципиального соглашения" по транзиту газа»
Тут обязательно надо привести «список победителей»: министр энергетики и окружающей среды Алексей Оржель, исполнительный директор НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко, глава нового «Оператора газотранспортной системы Украины» Сергей Макогон. Персоны известные, разве что С.Макогон держался как-то «в тени», поскольку его пребывание в составе директората «Укртрансгаза» не вызывало особо пристального внимания у сотрудников СМИ.
Всегда были на первых ролях Коболев и Витренко. Как говорят в народе, «сала за шкуру» они нам залили преизрядно, тарифы газовые из рук Владимира Гройсмана получили убойные, и сложилось даже так, что Витренко размечтался о первых ролях в этой газовой пищевой цепочке.
Сильно осерчавший Коболев, однако, ничего серьёзного поделать с наглецом Витренко не смог - по слухам, таинственный заморский Наблюдательный Совет – «не посоветовал». Витренко из первых заместителей превратился в простого «исполнительного директора», однако влияния не потерял, а поддержку имел ещё и внутри украинского газового истеблишмента. Хорошо подвешенный язык, умение ждать, и…
И вот уже на исторической для многих участников встрече в Париже, названной «Нормандской», Юрий Витренко выступил чуть ли не «дублёром президента»! Можно, конечно, как-то по-иному изобразить эту роль на встрече нормандской «четвёрки», но он очень даже подоспел вовремя, когда на переговорах неуступчивого Зеленского с ошарашенным от неожиданности Путиным воцарилась напряжённая пауза.
«О войне не говорить, о ней всё сказано!» И поговорили про газ. Конечно, о нём вообще говорить и не надо было бы, должны были договариваться «хозяйствующие субъекты», но между Украиной и РФ такая форма работы давно похерена и не по нашей вине.
Но… Нам же ещё интересно – а что привело к этому, почему так? А ещё интереснее – что именно говорили наши «газовые начальники» несколько лет подряд, пока приближался этот самый «час Ч»? Раньше нельзя было, чтобы в спокойной обстановке, не под жёсткими взглядами четырёх Президентов и почти под угрозой «цугцванга» обсудить эти вопросы?
Можно было. Но нельзя… Потому что глава «Нафтогаза» Андрей Коболев был этим самым «тормозом» на пути всех мыслимых переговоров. Трудно сказать, какую он выполнял задачу, но ещё при Гройсмане его позиция была странной и даже местами «загадочной».
И он ещё 18 декабря сообщал СМИ, что «вероятнее всего, подписать новый контракт на транзит газа не удастся»…
Как-нибудь он и сам расскажет – нам, а может, и следователям, почему он 4 года подряд твердил, что… В общем, ничего не получится. Пугал нас газом по 15 гривен за кубометр…
Зачем ему это – непонятно. Пока что его позиция (или поза?) привела к лёгкому такому «отстранению» от процесса переговоров по транзиту, отстранению, которое при известных обстоятельствах может завершиться изрядным пенделем, и «Нафтогаз» (точнее – то, что от него станется после анбандлинга) возглавит более толковое (или более изворотливое) лицо…
Ну, а мы пока понаблюдаем за процессом. Он ещё не завершился. Тем более, что у нас есть уже опыт подобных «окончательных» договоров. Десятилетней давности…
Иван ЕЛИСТРАТОВ