Почему вы решили идти на выборы с партией «Батькивщина»?
Еще на президентских выборах я поддержала Юлию Тимошенко, поскольку она была единственным кандидатом с реальной программой для нового курса Украины. И сейчас политическая сила идет на выборы в Киеве с понятной и разумной стратегией развития города до 2030 года, которая к тому же научно аргументирована и экономически обоснована. Мне близки и понятны основные принципы «Батькивщины».
Какие вы ставите перед собой задачи, как перед депутатом Киевсовета?
В рамках городской политики я хочу и дальше развивать участие территориальной общины в формировании бюджета и контроле над использованием бюджетных средств. Хочу сказать, что тот проект общественного бюджета, о котором знают все киевляне, действительно является прямым отображением, того что нужно горожанам. На самом деле это и есть дорожная карта для всех местных чиновников.
Что касается выбора проектов по финансированию, то приоритетное право должны получить не чиновники, а киевляне. Нужно ввести процедуры общественного голосования, с апреля по июнь, когда киевляне должны определять, что им нужнее: например, мост Подольско-Воскресенский или мост стеклянный; больница скорой помощи или другая какая-то. То есть киевляне должны получить доступ к формированию бюджета. Сегодня - это монополия чиновников, которые закладывают миллионы гривен на эти проекты, потом не осваивают эти деньги, что вызывает общественное негодование и недовольство. То есть речь идет о прямой демократии в действии.
Пока парламентское большинство спекулирует на теме райсоветов и других непонятных законопроектах о новом статусе столицы, сегодня существуют реальные возможности для того, чтобы расширить местное самоуправление именно внутри.
Что касается бюджетных программ, я была инициатором и автором проекта «Забота». Мы разработали систему муниципальных доплат, начиная с пенсионеров и заканчивая соцработниками, медиками и работниками образовательной сферы. Хочется, чтобы это продолжалось и далее, несмотря на фиктивную реформу имени Супрун в сфере здравоохранения.
Команда “Батькивщины” уверена, что киевские пенсионеры - это особенные люди, потому что они живут в самом дорогом городе не только Украины, но уже и Восточной Европы. Этим людям действительно необходима помощь и поддержка - как финансовая, так и поддержка различных социальных программ. Например, это касается обеспечения счетчиками учета тепла, воды, электричества и т.д. Потому что это действительно им сегодня необходимо. Бюджет Киева может позволить себе это.
Что касается индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), то принятие программы ИТП для жилых домов Киева - задача всей команды «Батькивщины» в сфере ЖКХ. Наш кандидат в мэры Алексей Кучеренко, как хозяйственник с опытом, понимает всю важность установки ИТП с экономической и социальной точки зрения. Принятие городской программы ИТП является защитой и для киевлян от вседозволенности и отсутствия ответственности поставщиков коммунальных услуг, таких как: Киевгаз, Киевводоканал, Киевтеплоэнерго. Эти программы касаются и реконструкции жилого фонда. К сожалению, парламент несколько лет назад принял абсолютно антиконституционное решение, согласно которому все жители стали совладельцами этих домов, независимо от состояния этого имущества ( дома ведь разной постройки 17-го года, 60-х и 90-х и соответственно их состояние разное). И когда в старом доме живет 90% пенсионеров, а там рвутся трубы, течет крыша, а им говорят – софинансируйте, то это просто преступление по отношению к людям.
И сегодня городской бюджет может это исправить. И мы очень надеемся, что эффективное взаимодействие фракции в парламенте и фракции в горсовете создаст законные основания, для реализации подобных городских программ.
Что касается капитальных ремонтов домов. Сначала должен быть проведен аудит жилого фонда. Необходимо выделить дома по сроку эксплуатации и, соответственно, техсостояния этих домов. До 1998 года в платежку каждого киевлянина за коммунальные услуги входили отчисления на капремонт наших домов. Где эти деньги? Сегодня ответа нет. И это несправедливо. Дома, которые платили все годы, сегодня свалить на плечи этих бедных людей. Необходимо эти дома в первую очередь взять под контроль. Понятно, что за один год это не возможно, но надо справедливо проводить капремонты. Не потому, что кто-то из чиновников живет в этом доме, а потому что есть обоснование техническое и экономическое на проведение капремонта в этих домах.
Ярким примером проведения таких капремонтов в масштабах страны является Германия, где после объединения Восточной и Западной Германии проводилась реновация старых домов, которые находились на территории Восточной части страны.
Также в соседней Беларуси, капремонт старого жилого фонда осуществляется согласно срокам эксплуатации и техпоказаниями.
Нельзя перекладывать проблемы на плечи людей. Наличие такой адресной программы даст понимание людям, какие в этом году дома будут отремонтированы, а какие - в следующем. И так на пять лет. Власть должна разработать такую программу.
Износ коммунальной инфраструктуры в Киеве составляет от 60 до 80%. Если говорить об аудите столичного ЖКХ, то кто должен его проводить, есть ли у Киева на это деньги, и что делать после аудита?
Что касается 60-80%, давайте договаривать до конца Киевтеплоэнерго, которое контролировалось частными компаниями, не заплатило ни единой копейки городу за эксплуатацию этих сетей и не понесло никакой ответственности после возврата всего этого имущества в городскую собственность. По сути, мы сегодня вынуждены оплачивать то, чем пользовались частные структуры на протяжении более 10 лет. Тем самым получая сверхприбыли и ни копейки не вкладывая в эти сети.
Аудит сетей Киевтеплоэнерго был проведен при передаче компании в коммунальную собственность (2014-2015 год). Вопрос в том, насколько позволяет политическая воля большинства в горсовете использовать результаты этого аудита в практической деятельности. Что касается других предприятий, кроме аудита вопрос еще в наблюдательных советах, которые формируются как раз депутатским корпусом при новом созыве. И как раз наблюдательные советы должны быть эффективным контролером использования средств, которые собирают эти предприятия и в, том числе, выделяются дополнительно, как правило, из городского бюджета.
Ярким примером является новость о том, что Киевтеплоэнерго собралось закупить дроны, чтобы искать аварии. Это смешно, если не думать о том, сколько денег могло бы быть потрачено на ликвидацию этих аварийных ситуаций, либо создания условий, чтобы избежать их возникновения. Где необходимо делать ремонт понятно по обращениям в службу (1551), куда люди звонят, когда у них что-то случается. Вы из таких звонков все поймете. Где чаще всего рвет, там и начинайте делать, а не там где хочется, или там, где это удобно. Потому что везде тотальное воровство и безответственность. При том - персональная безответственность.
Каким вы видите решение проблемы коммунального транспорта в Киеве? Возможно ли обновить его?
Коммунальный транспорт должен быть безопасным и доступным. Развитие коммунального транспорта это первая задача, которая способна в очень короткий срок решить проблему пробок и проблему загруженности дорог во всем городе. Киевляне, живущие рядом с метро, не пользуются автомобилями. С помощью метро они добираются, куда им нужно. А из-за того, что столичная система маршрутов коммунального транспорта не соответствует запросам киевлян, у горожан возникает соблазн решить эту проблему как можно комфортнее для себя. Ведь человек в транспорте ищет комфорт и экономию своего времени. Это касается и общественного транспорта, и личного автомобиля. Конечно же, на машине добираться намного быстрее. И здесь нужно менять философию. Ведь быстрота достигается именно через транспорт. Во-первых, должны быть предусмотрены маршруты и связующие звенья между разными видами общественного транспорта. Достаточно внутреннего аудита, чтобы найти решение этой проблемы. И самое главное, что тут опять мы включаем инструменты прямой демократии, где, по сути, сами киевляне должны подсказать, какие маршруты им нужны, остановки, и количество транспорта, которое необходимо на маршруте.
Докупить необходимые транспортные средства – возможно. Для этого существуют кредитные средства. Это - нормальная практика. Главное – уметь работать с такими кредитами.
Правда что Украина не использует деньги Мирового банка, которые направлены на муниципалитет?
Правда. И спекуляции вокруг кредита ЕБРР - тоже правда. И то, что не поддерживается местный производитель, который 1 евро проигрывает в цене, например, тому же польскому производителю, - тоже правда. И никакой реакции на это нет, несмотря на многочисленные обращения и медийный скандалы. Потому что коррупция разъела как трубы под землей, так и всю систему. Это и является самой большой проблемой.
Если говорить о близкой вам сфере медицины. Что значит страховая медицина для киевлян? Все-таки Киев имеет огромный бюджет, а качество медицинских услуг не слишком отличается от других городов.
Что касается медицины, то в Киеве сейчас существует одна глобальная проблема, которая особенно проявилась во время эпидемии коронавируса. Речь идет о наличии на одной территории нескольких форм собственности медучреждений, которые между собой не связаны, хотя выполняют одну и ту же миссию — предоставление медицинской помощи. Речь идет о коммунальных медучереждениях, государственных и о почти 70% частного медрынка Украины, которые тоже сосредоточены в Киеве.
Первоначальная задача - объединить эти все системы в единое медицинское пространство. Как это возможно? Конечно, в том числе и за счет внедрения страховой медицины. Когда человек не может доплачивать, но у него есть гарантированный медпакет он идет в коммунальную клинику, а может и частную, потому что там данная услуга может стоит также или даже дешевле. Но здесь вопрос такой же, как и в ЖКХ. Если вы живете в доме ОСББ, то из городского бюджета вы не получаете ни копейки для своего ОСББ. И если вы лечитесь в частной клинике, то тоже ничего не получаете в этой клинике. Вы платите собственные деньги, хотя на самом деле вы платите налоги в городской бюджет, а не в бюджет частной компании, или например бюджет своего ОСББ, которые могли направляться на ваш дом. Это и есть глобальная несправедливость, это и есть постсоветский синдром, когда привыкли собирать с одних, а раздавать только избранным. Этот избирательный метод распределения бюджетных средств обострил ситуацию в медицине, особенно в условиях пандемии. Поэтому вопрос внедрения страховой медицины чрезвычайно актуален. И нужно уже сейчас начинать заниматься им. В первую очередь нужно обезопасить самих медиков, застраховав их здоровье во время выполнения служебных обязанностей. Мы знаем, что сейчас около 20% медиков столкнулись с ковидом. Некоторые из них, к сожалению, так и не побороли эту тяжелую болезнь. И их защита сегодня чрезвычайно важна. Кроме доплат, кроме обеспечения их безопасности и пр. этот медицинский сегмент для самих медиков очень важен. Точно также это касается соцработников, которые получают самую маленькую зарплату, а контактирует с самой большой группой риска - людьми старшего возраста с хроническими заболеваниями. Они тоже подлежат немедленному страхованию. Муниципалитет может себе это позволить.
Нужна эффективная система страхования медработников. В горсовете я была инициатором внедрения медстрахования для медиков. К сожалению, нынешнее руководство горсовета затянуло создание самой рабочей группы по разработке этого механизма. Но я верю, что после 25 октября во вновь избранном совете это решение будет реализовано полноценно. Мы говорили со страховщиками, они сказали, что страхование жизни медработника будет стоить порядка 500 гривен за одного человека. Учитывая, что в Киеве около 10 тысяч медработников, то для городского бюджета это совершенно посильная сумма. А пострадавшие от коронавируса медики они могут получить достаточно денег, чтобы преодолеть эту болезнь и ее последствия, а не оказываться с зарплатой в 5000 гривен перед необходимостью сдать два раза тест стоимостью 1500 гривен.
Медстрахование ни в коем случае нельзя зацикливать на идее создания муниципальной страховой компании. Ни в коем случае, это - рынок. Нужно проводить открытые тендеры и выбирать сильных страховых операторов. Возможно даже, это будут иностранные компании, а не национальные. Нужно, чтобы наши деньги, которые мы им платим, не уходили, так как на закупках иностранных медикаментов, а развивали внутренний потенциал и обеспечивали рабочие места, обеспечивали налоговую базу. И самое главное, чтобы эти компании выполняли взятые на себя обязательства перед муниципалитетом в полном объеме. Это очень важно. Я верю, что если останусь главой этой рабочей группы, то точно смогу объединить представителей любых фракций после 25 октября, для того чтобы этот механизм отработать на медиках в этих жестких условиях, а потом транслировать на другие категории, включая педагогов, работников ЖКХ, которые сегодня тоже в зоне риска, общественный транспорт, соцработников.
На самом деле у Украины нет другого выхода, кроме как перейти на страховую медицину. Я за минимизацию бюджетного регулирования этих вопросов, потому что мы видим, чем закончилось создание НСЗУ. Может идея была хороша в зародыше, но, к сожалению, заложниками этого беспредела стали врачи медсестры, больные, миллионы людей в Украине. И это - проблема. И до тех пор пока не будет преодолена коррупция, участие бюджетных и государственных структур должно быть минимизировано, вплоть до того, что каждый человек будет сам себе выбирать страховую компанию. Мы должны воспитывать ответственность людей в отношении собственного здоровья, а не перекладывать опять-таки на кого-то.
Говорят, что школы и ВУЗы будут закрыты. Для многих родителей это больной вопрос.
Я действующий преподаватель и хочу сказать, что дистанционное образование - это один из сегментов смешанной формы обучения. Я считаю, что смешанная форма обучения игнорировалась целенаправленно многие годы в Украине. Ничего страшного в этом нет. И сегодня демонизировать дистанционное обучение, смешанные формы образования это неправильно и безответственно. На сегодняшний день власть обязана создать: во-первых, технические условия, чтобы и дети и педагоги, в том числе, имели возможность дистанционно проводить занятия; во-вторых, Кабинет Министров Украины должен принять отдельное распоряжение, касающееся взаимоотношений с работодателями, которым рекомендовать пересмотреть рабочий график родителей, у которых есть несовершеннолетние дети. Это должно быть сделано в обязательном порядке. Едва ли не единственный позитивный шаг, который был осуществлен, это поддержка ФОПов, которые имеют несовершеннолетних детей. Пилотный проект был проведен, пусть не масштабно, но он был, и есть что проанализировать. Для людей это был позитивный момент, поэтому это необходимо делать.
Несправедливо требовать от учителей или родителей детей, у которых нет компьютера, учить и учиться дистанционно.
Что касается студентов. Закрытие общежитий - плохая идея. Многие студенты сегодня сами оплачивают свое обучение. И для того чтобы иметь возможность это делать, они, как правило, работают где-то. Кто-то легально, кто-то - нет. И сегодня лишать их этого права и выталкивать на улицу, по большому счету лишая их возможности работать и лишая жилья, это несправедливо и неправильно. Отсутствует коммуникация между администрацией ВУЗов и городской властью. Студенты - такие же киевляне, которые живут в обычных киевских домах. И сегодня это взаимодействие, уважение друг к другу и, самое важное, защита прав каждого, выходит на повестку дня. Это создает политические спекуляции, особенно во время выборов. Но выборы закончатся 25 октября в 20.00, и мы все столкнемся с тем, что необходимо решение, а решения нет.
Решение - одно. В общежитиях необходимо установить контроль санитарных норм, которые предусмотрены рекомендациями ВООЗ. А если с этим не справляются администрации ВУЗов, то необходимо искать дополнительные средства, либо за счет того же Фонда борьбы с Covid-19, который сегодня закатывается в асфальт, помочь ВУЗам создать условия для студентов, чтобы они не оказались на улице. Также и для родителей, чтобы они не потеряли работу, когда их малолетние дети остаются дома (в такие моменты увеличивается детская бытовая травма). Деньги есть. Вопрос в том, на что их используют?
В Киеве должен быть создан Центр противодействия эпидемии. И это не должно быть привязано к ковиду. Потому что сегодня ковид, а завтра еще что-то. Это - не важно. Должен быть центр противодействия эпидемиям. По сути, это поддержание общественного здоровья, внутренней культуры и т.д.
Самое важное, что в основе этого должны быть образовательные программы, ведь мы работаем над тем, чтобы научиться жить с этим, научиться ответственности, нам необходимо сформировать общественную культуру. Конечно, она не может появиться в один день. И сегодня этот вопрос как никогда актуализируется. Вопрос общественного здоровья должен стать неотъемлемой частью всех учебных программ, как в школах, так и в садиках, университетах, на предприятиях.