Кости, которые считались мощами французской героини XV века Жанны д'Арк, в действительности принадлежали египетской мумии и кошке, утверждают исследователи.
В 1867 году на чердаке одной из парижских аптек была обнаружена банка с костями, которые, согласно надписи на сосуде, являются останками Жанны д'Арк, передает Би-Би-Си.
Однако последние патологоанатомические исследования показали, что кости относятся к периоду между III и VI веками до новой эры, то есть намного раньше, чем Жанна родилась на свет.
Руководивший исследованием патологоанатом Филипп Шарлье сказал журналу Nature, что "никогда не предполагал, что кости принадлежат мумии".
Реликвии из Руана
Жанна д'Арк была обвинена в ереси и колдовстве и сожжена на костре в 1431 году. В 1920 году национальную героиню Франции объявили святой.
Согласно легенде, "реликвии" были найдены на пепелище костра в Нормандском городе Руан, где состоялась казнь.
Останки состояли из выглядевшего обожженным человеческого ребра, кусков почерневшей древесины, 15-сантиметрового обрывка материи и кошачьей бедренной кости.
В средневековой Европе было принято бросать черную кошку в костер, на котором сжигали объявленную ведьмой жертву.
Признанные церковью истинными, а следовательно - священными, "останки" хранятся в музее города Шинон.
Доктор Шарлье из госпиталя Рэймона Пуанкаре недалеко от Парижа в прошлом году получил разрешение Французской католической церкви на обследование святыни.
Он использовал многочисленные методы научного анализа, включая спектрометрию, электронную микроскопию и исследование пыльцы.
По словам Шарлье, опыты показали, что кости относятся к периоду между VI и III веками до новой эры. Кошачья кость датирована тем же отрезком времени и тоже мумифицирована.
Ученые также обнаружили сосновую пыльцу, скорее всего содержавшуюся в смоле, использованной древними египтянами при бальзамировании. Сосны не росли в Нормандии в XV веке.
Шарлье призвал на помощь экспертов по запахам, парфюмеров Сильвен Делакурт и Жан-Мишеля Дюрье.
Их по отдельности попросили определить запахи, исходившие от останков, а также других фрагментов костей и волос, не называя их происхождение.
Оба установили наличие запахов "обгоревшего гипса" и "ванили". Запах гипса подтверждает теорию, что Жанну сожгли прикованной к гипсовому столбу, чтобы зрелище длилось дольше.
Однако ванильный запах не имеет отношения к кремации. Он обычно исходит от вещества, образующегося в процессе разложения тканей.
Анализ черного налета на ребре и кошачьей кости показал, что он образовался не в результате огня, а в процессе бальзамирования с применением древесной смолы, битума и других химических веществ.
Филипп Шарлье пояснил, что в средневековье и даже позже растертые в порошок мумифицированные останки использовались в качестве медицинских препаратов "для лечения болезней живота, продолжительных болей и заболеваний крови".
По мнению ученого, фальшивка - дело рук аптекаря XIX века, который выдал куски египетской мумии за священную реликвию.
Для чего ему это понадобилось, остается загадкой.
Скорее всего, он сделал это не ради денег, а " из религиозных соображений", считает Шарлье.
"Возможно, это понадобилось для того, чтобы ускорить процедуру канонизации [Жанны д'Арк]", - полагает исследователь.