Масштаб разведывательной деятельности российских спецслужб в Великобритании достиг уровня времен "холодной войны". Об этом сообщили источники в британских властных структурах, передает Би-Би-Си.
Сейчас в Великобритании действуют более 30 идентифицированных разведчиков из России.
Кремль в первую очередь заинтересован в информации о видных российских беженцах, таких как, например, Борис Березовский; данных по военным объектам, научным открытиям и инсайдерской информации о работе правительства.
Бывший член британского комитета по разведывательной деятельности сэр Пол Левер считает, что небезынтересны российской разведке и бизнесмены, имеющие доступ к стратегически важной информации.
"Как правило, агенты сначала выстраивают с интересующими их людьми классические деловые отношения: заказывают им статьи или просят об услуге - естественно, за деньги. Но со временем это взаимодействие превращается в отношения вербуемого и вербующего", - говорит Левер.
Контрразведкой в Великобритании уже почти 100 лет занимается служба МИ-5, однако в последнее время она все больше ориентируется на борьбу с терроризмом.
МИ-5 рассматривает каждую анкету на выдачу британской визы от тех, кого подозревают в шпионаже, и в идеале старается не дать разрешения на въезд в страну наиболее опытным разведчикам. Те же, кому все-таки удается проникнуть, работают на базе российского посольства в Лондоне и уже оттуда передают информацию дальше.
Угроза терроризма и соответствующее изменение приоритетов сократила бюджет отдела контрразведки МИ-5 до 5% от общего бюджета, что, по словам аналитика Криспина Блэка, не может не сказываться на возможностях поиска шпионов.
"Для этого необходимо большое количество людей. Причем их необходимо постоянно заменять другими. Предположим, подозреваемый нами человек едет из Лондона в Глазго. Было бы глупо ехать у него на хвосте всю дорогу в одном и том же белом "Пежо", - говорит Блэк.
"Мне кажется, что эти ритуальные штучки появляются как раз для того, чтобы выбить деньги, чтобы были не Peugeot, а, допустим, Rolls-Royce", - считает ветеран Службы внешней разведки, писатель Михаил Любимов.
"Совершенно очевидно, что спецслужбы, которые ведут контрразведывательную деятельность, будут всякий раз говорить о том, что попытки шпионажа усиливаются. С другой стороны, совершенно очевидно, что Россия все больше полагается на вот такую разведывательную деятельность", - утверждает независимый военный обозреватель Александр Гольц.
"Такое впечатление в последние, по крайней мере, полтора года складывается, что Британия сейчас представляет больший интерес, чем, например, американские спецслужбы", - говорит главный редактор сайта Агентура.ру, который занимается деятельностью спецслужб, Андрей Солдатов, и напоминает о скандале с британскими шпионами в России.
"Скандал с камнем уникален не потому, что он имеет отношение к шпионажу... Тогда российская контрразведка обвинила Британию не просто в шпионаже, а фактически в подрывной деятельности. Там речь шла о том, что они поддерживают некие политические изменения", - напоминает Андрей Солдатов.
Судя по всему, одна из "старейших в мире профессий", как и в годы холодной войны, живет и процветает.
Кстати, словосочетание "холодная война" с упоминанием России за последние дни звучало не единожды в контексте решения Великобритании модернизировать свой ядерный арсенал системы "Трайдент".