Важнейшим из искусств для нас, безусловно, является кино. Телевидение – не в счет, да и не искусство это, по большому счету, а так, ремесло.
Поход в кино – это событие. В детстве в кино ходили всей семьей – на французские и итальянские комедии или индийские поющие мелодрамы. В кинотеатре «Юность» были впервые увидены и неоднократно пересмотрены «Игрушка», «Близнецы» с Пьером Ришаром, «Анжелика», «Трое мужчин и младенец в люльке», «Укрощение строптивого» или «Танцор диско», «Как три мушкетера» и много другого – было увидено с большого экрана, и этих актеров мы запомнили – Пьер Ришар, Мишель Мерсье, Фанни Ардан, Адриано Чеелентано, Орнелла Мути…
Советский кинематограф был другим – менее красочным и более спокойным, но не менее завораживающим. Ни мы, ни наши родители не были избалованы обилием кино, которое есть сейчас благодаря новым технологиям – а поэтому кино собирались смотреть всей семьей не только в кинотеатре, но и у телевизора – и старые фильмы, и свежие. Особенно многосерийные.
Сдержанный милицейский сериал «Следствие ведут знатоки» вызывал не меньший ажиотаж, чем «Приключение Шерлока Холмса и доктора Ватсона». «Угрюм-реку», «Тихий Дон», «Щит и меч» еще в моем детстве показывали не менее 10 раз. И каждый раз мы смотрели, зная все события наперед – и получали удовольствие от игры актеров.
«17 мгновений весны» - это вообще отдельная история в истории нашего кино. Этот фильм я (как и многие мои знакомые) помним столько, сколько помним себя. И каждый раз я не могу отказаться от удовольствия посмотреть хотя бы серию-другую.
Не могу отказать в удовольствии посмотреть фильмы про Петрова и Васечкина, «Про Красную Шапочку», «Айболита-66», «Приключения Буратино» - и дочь моя уже поет под нос песню Звездочета: «Там высоко-высоко, кто-то пролил молоко, и получилась млечная дорога». Они, дети нынешнего века, оказались жестоко обделены – детское кино, которым славился СССР, умерло как жанр, и, похоже, навсегда. Хорошо, что фильмы из моего детства нынешнее телевидение эксплуатирует при каждой возможности.
Не скажу ничего нового – в этих фильмах была идеология, но были и романтика, и сильные чувства. В них были моменты «того» времени – и были истины на все времена. Могли быть посредственные декорации – но безупречные актеры и прекрасная музыка.
В новом, в частности, русском, кино есть «бюджеты и гаджеты» - спецэффекты, костюмы, машины, модные композиторы. Но в них практически нет актеров.
Это я к чему пишу. 28 апреля умерли актер Кирилл Лавров и виолончелист Мстислав Ростропович. 26 марта – Михаил Ульянов.
Это – не просто люди, культурные деятели. Они действительно были символами – символами искусства. Пусть не всем нравилась их игра, не все были поклонниками классической музыки – но эти имена не были пустым звуком.
Эти люди, в буквальном смысле, играя на публику, дожили до столь уважаемого возраста. Ушли, будучи любимыми и уважаемыми – достойное завершение земной жизни.
Жаль, только, что их места остаются пустыми. Молодые актеры – безусловно, хороши, но как художник-самоучка рядом с мастером.
И это хорошо заметно по новым фильмам. Как ни хорош Константин Хабенский (Антон Городецкий) в «Ночном дозоре», но появление Валерия Золотухина (мясника-вампира) в трехминутном эпизоде стазу ставит все на свои места, и исполнитель главной роли мгновенно теряется рядом с актером эпизода. И комментарии, как говорится, излишни.
Поэтому, чего скрывать, многие из нас предпочтут в сотый раз провести вечер, к примеру, со Штирлицем, нежели с «ментами». И втайне погрустить, что ни здравствующего Тихонова, ни покойных Лаврова, Ульянова, Евстигнеева, Миронова, Папанова никто не переиграет…