Тернист и опасен украинский путь к выборам. Мы даже не Турция, в которой возникший весной политический кризис был разрешен практически за несколько дней. Вошли в клинч сторонники светской и мусульманской модели развития по кандидатуре президента, увидела оппозиция в претенденте, точнее в связке премьер-президент, угрозу европейскому выбору страны и, спокойно, всем политикумом турки пошли на досрочные выборы. Нам, безусловно, до соседей по Черноморскому региону – как до звезд. «Плюрализм мнений» захлестнувший страну, плавно перерос в правовой нигилизм. Каждый, кому не лень, находит в Конституции только те странички, которые выгодны ему в данный момент, пренебрегая Основным Законом в целом. «Держи вора…» - кричат те, кто сам не умеет придерживаться ни Буквы Закона, ни даже своего собственного Слова. Может поэтому ЕС, в отличие от той же Турции, не подает нам четких сигналов о перспективах членства? А появление на флаге Евросоюза «звездочки» от Украины рискует быть отсрочено да долгие десятилетия.
Новая фаза противостояния между коалицией и президентом началась практически сразу же после "танца маленьких лебедей" состоявшегося в ночь на Троицу. Локомотивом процесса по дискредитации достигнутых в Секретариате главы государства договоренностей, разумеется, стал Александр Мороз. Собственно, целесообразность появления в тот день в кабинете у Виктора Ющенко экс-спикера распущенной Верховной Рады вызвала немалые пересуды в среде политиков и политологов. А сам факт возвращения в «большую политику» Мороза положил начало беспрецедентной кампании самопиара лидера социалистов.
В последующие дни, изрядно поупражнявшись в словоблудии, исчерпав все мыслимые и немыслимые парламентские процедурные уловки, Александр Мороз таки признал подлинность заявлений о сложении полномочий более чем 151 депутатом от оппозиции и, тут же выдвинул новые требования для "соблюдения законности" без которой, по мнению экс-спикера, выборы 30 сентября невозможны. На этот раз, несмотря на вердикт Киевского Административного Апелляционного Суда о законности «обнуления» списков оппозицией, бывший глава парламента, на всякий случай, решил дождаться еще и решения ЦИК по этому вопросу.
Всю прошлую и начало этой недели восемь членов ЦИК от коалиции пытались провести заседание комиссии. Формальным поводом стало несогласие с позицией главы ЦИК Шаповала, который самостоятельно распределил кураторство регионов между членами избиркома. Что, к слову, является прямой обязанностью руководителя ЦИК и в предыдущие годы никогда не вызывало столь негативной реакции у «подчиненных» главы Центризбиркома.
Фактически, заседание комиссии необходимо правящей коалиции для того, чтобы предпринять попытку «протащить» в Верховную Раду новых депутатов. Если верить экс-спикеру, то более 600 кандидатов, чьи имена имеются в «хвостах» оппозиционных списков готовы войти в стены ВР. Александр Мороз даже заявил, что собирается «в судебном порядке поднимать вопрос о привлечении к ответственности тех, кто не выполняет конституционные обязанности», а вице-спикер Адам Мартынюк пригрозил в очередной раз «переформатировать» комиссию. Не отстают от своих «патронов» и рядовые коалицианты, подготовившие на совете коалиции обращение к Генеральной Прокуратуре, дабы последняя вмешалась в «бездеятельность ЦИК». Все это сопровождается активной риторикой спитчрайтеров коалиции о вмешательстве президента в деятельность избирательной комиссии!
Разделенная согласно партийным квотам строго пополам ЦИК (по 7 членов от оппозиции и коалиции, глава ЦИК – креатура президента, а секретарь комиссии - ставленник премьера), серьезно рискует повторить судьбу КС, который вот уже несколько месяцев подает едва уловимые признаки жизни, раздавленный лавиной свалившихся на него с разных этажей власти обращений от сильных мира сего. Впрочем, по заявлениям главы ЦИК и представителей оппозиции, комиссия выполняет плановую работу по подготовке к выборам, а рассмотрение вопросов о списках народных избранников невозможно из-за отсутствия соответствующей нормативной базы. Все дело в том, что коалицианты, приняв столь желанные для них изменения в Законодательство о проведении выборов, оказались в роли унтер-офицерской вдовы, так как в проголосованные документы вступают в силу только через 60 дней после их принятия. Вследствие этого, образовался правовой вакуум и коалиция не имеет достаточно веских аргументов оспаривать действия ЦИК. Принимая во внимание сложившийся «расклад» «законнику» Морозу ничего не оставалось делать как смириться с этим и принять решение об отправке оставшихся депутатов на каникулы с 27 июня, дабы набравшись сил предпринять решающий штурм Центральной Избирательной Комиссии ближе к осени.