Хотим мы того или нет, но Украина семимильными шагами продолжает двигаться к двухпартийной системе. В 2004, стараниями группы политтехнологов, в страну был вброшен вирус, поделивший ее на две половины по территориальному, языковому и ментальному признаку. Сочини эта группа авторов музыкальное произведение подобного звучания – могли бы спокойно «…всю жизнь получать гонорар…». Нам же приходится пожинать плоды «жизнедеятельности» этой инфекции, которая не так давно в очередной раз едва не расколола страну.
Можно восхищаться или ругать двухсотлетнюю демократию США, с их республиканцами и демократами, изучать многовековое соперничество консерваторов и лейбористов на Туманном Альбионе, иронизировать над попытками Белокаменной привить России последнюю разработку Кремля в виде управляемого сверху соперничества проектов двух «Россий»: «Единой» & «Справедливой». Можно вспомнить турецко-подданных, поделенных на приверженцев светской и мусульманской теорий, ужасаться, по поводу недавней военно-политической разборки представителей ФАТХ и ХАМАС. Можно бесконечно перебрать в голове многие другие эволюционирующие двухпартийные системы. Очевидно одно - в нашем несовершенном мире традиции двухпартийности еще долгое время будут доминировать над другими моделями государственного устройства. Равно как и далекие от идеала демократические принципы, альтернативы коим - человечество пока не придумало. Шаг в сторону с этой дороги неминуемо приводит к откату назад в сторону тоталитаризма, примеров чему на территории СНГ, да и в мировой практике - предостаточно.
На предстоящих сентябрьских выборах, в какие бы хитроумные конфигурации не сплелись представители нашего политикума – суть биполярности не меняется. Отечественная политическая элита движется к избирателю двумя приблизительно равными колоннами, а значит, полноценная двухпартийная система в самом центре Европы вот-вот материализуются. Произойдет это, скорее всего, через одну-две каденции Верховной Рады, а возможно и несколько раньше, на следующих президентских, например.
Традиционно горячие противоборства украинских кланов, наблюдавшиеся на протяжении всего времени с обретения независимости, с одной стороны - расчленили страну, а с другой – не дали возможности прорости зернам абсолютного тоталитаризма. Даже узурпатор Кучма, годами «собиравший» полномочия – был всего лишь арбитром в спорах бизнес-элит. Вследствие этого Украина сделала практически невозможное. За какое-то десятилетие страна прошла путь, на преодоление которого западным демократиям понадобились столетия.
Процессы происходящие в политикуме - сродни процессам, которым подвержена мировая экономика. Последняя, в данный момент, находится в активной стадии слияний, укрупнений, дружественных и не очень поглощений, являющихся следствием пресловутой глобализации.
Применительно к украинской политике тенденция прослеживается на примере образования мега-блока демократических сил, с заявленным на конец года созданием единой партии. Подобный процесс укрупнения пошел и в БЮТ, который также планирует после выборов превратиться в единую партию. Впрочем, подобную тенденцию заложила Партия Регионов, которая с первых дней своего существования выработала принцип поглощения (с потерей самоидентификации) дружественных ей сил в обмен на «проходные» места в партийных списках. Нагляднее всего подобную тактику «регионалы» продемонстрировали накануне выборов 2006 года. Остались верны своим принципам в ПР и сегодня, несмотря на долгие увещевания некоторых партнеров по коалиции в лице СПУ. Включение в новые списки ПР представителей СДПУ(о), ПППУ, «Вече» и «трудовиков» - наглядное подтверждение необратимости процессов укрупнения отечественного политикума.
Происходящее сегодня соперничество в высших эшелонах власти далеко от цивилизованных западных стандартов, но все же имеет ярко выраженные черты конкуренции, преимущества которой очевидны. Это, в первую очередь, пресловутый предвыборный популизм, благодаря которому с завидным постоянством растет социальная планка, принятие более честных правил игры в ведении бизнеса, позволяющие надеяться на полноценное присоединение Украины к глобальной экономике (вступление в ВТО), заметные подвижки со свободой слова и многое другое.
Необратимость этих процессов, несмотря на всю сложность ситуации (почему-то именуемой - не иначе как кризисом власти), все же возможна. Необходимо лишь обязательное соблюдение сторонами принципа разделения полномочий, о котором не устают повторять в обоих противоборствующих лагерях. Откровенно жаль, что законодательное закрепление «противовесов» не состоялось и вряд ли состоится до выборов. С другой стороны - силы у оппонентов приблизительно равны и они обречены в самом ближайшем будущем на конструктивный диалог с выработкой единственно верного решения. Возможно, таким решением станет новая редакция Конституции Украины.
События в Генпрокуратуре, и молниеносность отката конфликтующими сторонами на прежние позиции - свидетельствуют о том, что здравый смысл и впредь будет брать верх над ущемленным самолюбием и нездоровыми амбициями части политического истеблишмента. Судя по тональности последних высказываний премьера и президента, в дальнейшем они не допустят повторения подобного и готовы учитывать интересы друг друга.
Социологические опросы и горький пример без малого пяти десятков партий, не попавших в 2006-м в парламент, ускорили процессы по «наращиванию мускулов» в «помаранчевом» и «бело-голубом» лагерях, поставив сегодня под их знамена практически всю Украину. Думается, что окончательно сформированные списки фаворитов гонки могут стать тем материалом, на основе которого с повестки дня будут сняты все вопросы о поствыборном выяснении отношений с позиции силы, а западная практика смены политических элит исключительно народным волеизъявлением пустит крепкие корни в наших черноземах.