За последние несколько дней, лидер «Народной Самообороны» и № 1 в избирательном списке ее союза с «Нашей Украиной» Юрий Луценко стал автором одновременно двух неоднозначных заявлений на тему объединительных процессов внутри «оранжевого» лагеря. В четверг он отказался от вхождения в единую мегапартию на основе избирательного Блока, а сегодня стало известно о его желании интегрировать «Нашу Украину» и БЮТ. Подлинный смысл и мотивы экс-министра внутренних дел RUpor попросил прокомментировать директора аналитического центра «Рада» Алексея Кошеля.
На протяжении последнего года мы были свидетелями того, как неоднократно предпринимались попытки объединения всех партий «оранжевого» спектра на базе общего для них избирательного Блока. И каждый раз все это заканчивалось полным провалом и многочисленными дискуссиями.
У «Регионов» все это происходило путем жестких административных шагов. Не показывались наружу и центробежные тенденции Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), что, однако, не означало их полного отсутствия.
Объединение «оранжевых» сил не возможно решить определенными административными шагами. В любом случае объединение именно таким путем не решит внутренних противоречий, которые существуют в Блоке. Партийные болезни загонят в середину Блока, где они приобретут хроническую форму и не избегнут регулярного проявления.
И здесь ситуация в «Нашей Украине – Народной Самообороне» (НУ-НС) схожа с внутренними настроениями в БЮТ. Оба блока, по сути, являются очень сложными образованиями, где «старые» идеологические партии переплетаются с амбициозными лидерскими проектами.
Поэтому сегодня планы Луценко по объединению двух блоков в одну партию можно рассматривать только в спектре политической фантастики или альтернативной истории, представляющий собою целое направление в литературе, посвященный тому, чего никогда уже не вернуть. К примеру, «что было бы, если бы в 1941 события развивались в совершенно другом направлении».
В этом же контексте мы можем вспомнить и заявление Ивана Плюща, сделанное весной этого года, когда он сказал о том, что объединение Партии регионов, БЮТ и «Нашей Украины» оказалось бы наилучшим вариантом парламентской коалиции для всей Украины.
Юрий Луценко формирует твердое основание как для своей деятельности в Верховной Раде (в том случае если будет создана Демократическая коалиция), так и для нового витка политической карьеры, наставшего после 28 сентября 2007 года. В случае провала идеи «оранжевой» коалиции перед ним появляется очень серьезное задание – не растерять электоральные голоса, с которыми его политическая сила шла на выборах, и наработанные рейтинги, а также позиционировать себя как самостоятельного политика с перспективой участия в избирательной кампании 2010 года. Эту цель и преследует его последний отказ от единой партии вместе с планами по объединению с БЮТ.
В этом плане ему очень важно не утопиться в объятиях Юлии Тимошенко, а сыграть самостоятельную роль. Возможно, что именно сейчас он попытается изобразить отца всех «оранжевых», у которого болит душа за то, что эти два блока никак не могут объединиться.
Полностью вливаться в среду Блока Юлии Тимошенко для Луценко на сегодня не выгодно. Там ему могут предложить не больше чем амплуа «БЮТовского генерала», пускай даже хорошее и почетное.
Это тот политик, который пришел на политическую арену, фактически, в 2007 году и за чрезмерно короткий период довел рейтинг своей политической силы («Народная Самооборона») до 5-6%. Он доказал, что ему недостаточно того, чтобы всего лишь улучшать рейтинги «Нашей Украине». После этого ему захотелось высокого полета и поэтому второстепенные роли в БЮТ Луценко не к лицу. Куда эффектнее продолжать сохранять репутацию надежного партнера, умеющего держать свое слово. Такая роль благородна и раскрывает очень широкие перспективы для киевских и премьерских амбиций бывшего министра.