С первого дня работы нового Кабмина было объявлено о создании некой «всеукраинской антикоррупционной экспертизы», которая, по заверениям ее создателей, проверит каждую лицензию, тендер и незаконный акт, а за все темные, незаконные дела придется отвечать. Об этом в конце прошлой недели заявила Юлия Тимошенко.
Впрочем, премьер-министр поспешила заверить своих политических оппонентов в том, что не собирается перекладывать на предшественников всю ответственность за накопившиеся в стране проблемы. Однако отсутствие тотальной «охоты на ведьм» вовсе не означает, что г-жа Тимошенко провозглашает абсолютную амнистию всем нарушителям закона. Кое-кому все же придется «ответить» по всей строгости за сомнительные операции, осуществленные предыдущей властью.
Является ли «антикоррупционная экспертиза» очередным (по типу предвыборных) «фантиком» от БЮТ, или же станет чем-то наподобие «сталинских троек» - пока не понятно. Аналитики, в подавляющем большинстве, склоняются к первому варианту. С ними трудно не согласиться, так как ни МВД, ни СБУ, ни прокуратуру пока никто не отменял, равно как и то, что никто не наделял законными полномочиями «экспертизу».
Впрочем, оппозиция в лице Партии Регионов отнеслась к заявлениям Тимошенко со всей серьезностью и уже увидела в созданной Юлией Тимошенко «антикоррупционной экспертизе» средневековую инквизицию. В ПР поспешили заявить, что не допустят расправы над политическими противниками демократической коалиции и Кабмина, посетовав на то, что «чистки» по политическим мотивам, как и в 2005-м, больно ударят по профессионалам, которые «добросовестно трудятся на благо Украины».
Следует заметить, что выбор терминологии всегда был слабым местом отечественного политикума. Если с приходом к власти «антикризисной» коалиции «зачистки» демократов регионалы пытались подать как замену в исполнительной вертикали власти «случайных людей» на «профессионалов», то подобные намерения Тимошенко расценили как репрессии за инакомыслие. Пресс-служба «бело-голубых» даже заявила, что Партия регионов в срочном порядке возобновляет во всех регионах деятельность комитетов по защите граждан от репрессий по политическим мотивам и будет твердо стоять на защите конституционных прав и свобод. А созданную «антикоррупционную экспертизу» регионалы считают нелегитимной, так как в законодательстве четко прописаны функции правоохранительных органов и Генеральной прокуратуры, в обязанности которых и входит борьба с коррупционными проявлениями. Виктор Янукович даже предостерег, что, если демократическая коалиция устроит массовые увольнения по политическим мотивам, Партия Регионов обещает «новый майдан». При этом Янукович отметил, что в центральных органах исполнительной власти и на местах уже началась политическая люстрация.
Правда, об этом он заявил в интервью одному из центральных телеканалов сопредельного государства. Трудно сказать, чем руководствовалось окружение Януковича, выпуская его спич в российский эфир. Скорее всего, выступление украинского экс-премьера можно рассматривать как компенсацию за непредоставленное ему слово на съезде «единороссов». Возможно, таким образом «бело-голубые» намекнули Белокаменной, что «есть еще порох в их пороховницах», и попытались заручиться поддержкой на будущее. Впрочем, не исключено, что ПР просто предприняла попытку очернить новое руководство украинского Кабмина. Ведь главный принцип любой отечественной оппозиции заключался в том, что «чем хуже исполнительной власти, тем лучше ее оппонентам». К слову, этот принцип никто не отменял.
«Наступит» ли Тимошенко на коррупцию или на те же «грабли», что и в 2005-м году, думается, станет понятно совсем скоро. Скептики утверждают, что вероятнее все же «грабли», так как методика избранная новым премьером, по сути, является очередной разрекламированной «кампанией», коих история страны знает великое множество. «Кампанейщина» в борьбе с коррупцией, наблюдаемая на протяжении полутора десятков лет, привела к тому, что, по всем без исключения экспертным заключениям международных неправительственных организаций, Украина уверенно занимает места в конце списков как одна из самых коррумпированных стран.
Еще со времен президентства Кучмы Леонида в Украине прочно закрепилась традиция бороться со следствиями без устранения их первопричин. Очевидно, что коррупция имела бы значительно меньшие масштабы, если бы в Украине была пересмотрена вся структура управления государством. Ведь оставшаяся в наследство от СССР планово-распределительная система управления экономикой не может не входить в противоречие с частным бизнесом. Эксперты в один голос утверждают, что единственным, действенным способом было бы перераспределение ответственности, снижение влияния на процессы административной вертикалью власти, внедрение реального самоуправление на местах и децентрализация финансовых потоков, а также полный уход от «ручного» управления экономикой. Однако у руководства нового кабмина, впрочем, как и у Банковой, таких планов на сегодня нет.
А значит очередная «Компания» закончится ничем. Нет, разумеется, судя по телодвижениям нового главы Кабмина, виновные будут найдены (или уже назначены), в первую очередь, на таможне и в погранслужбе. Не будет испытывать недостатка внимания и система тендерных госзакупок. Весьма вероятно, что карающий меч будет занесен над приватизированными в течение последнего года предприятиями. Собственно, о реприватизационных планах Кабмина уже успели безапелляционно намекнуть в БЮТ. Некоторые спикеры «сердечных» намедни заявили, что собственность народа присваивалась непонятно кем, особенно в последние полтора-два года. А правительство, по их словам, сейчас подводит итоги, что, где и кем украдено.
Как и два года назад Тимошенко начала работу с ревизии действий предыдущего кабмина. «Я хочу, чтобы мы проследили, как потрачена каждая копейка, как был проведен каждый тендер, как был приватизирован каждый объект», — заявила премьер-министр на первом заседании правительства. Надолго ли хватит Тимошенко ввиду подобного стиля руководства – вопрос риторический.