Начало каждого нового года большинство граждан традиционно связывает с переменами к лучшему. Из года в год, под брызги шампанского часть разрозненного украинского политикума (из числа тех, кто находится в данный момент при власти) декларирует, что с наступлением очередного нового года приходит время единения, консолидации, верховенства национальных интересов над внутрипартийными, движения страны вперед и т.д. Без ложной скромности они заявляют, что наступило время практичных политиков и управленцев, способных реализовать общенациональные проекты, а неоспоримые перспективы развития страны воплотить, собственно, в само развитие.
Их оппоненты, разумеется, настроены менее оптимистично и говорят, что наступило время безответственных политиков-популистов, которые много обещают и очень мало делают для народа и страны. Вместе с тем, они непременно выражают озабоченность по поводу возможного пересмотра того, что им самим удалось «достичь» ранее.
Чехарда из выборов, громких отставок и острого противостояния политических группировок, наблюдаемая в стране в последние годы, привела к тому, что показатели инфляции, фиксируемые Госкомстатом, выражаются в двухзначных цифрах и имеют стойкую тенденцию к увеличению. Напомним, что Госкомстат недавно подвел неутешительные итоги минувшего года, зафиксировав рекордный за последние семь лет уровень инфляции на отметке 16,6%. Для сравнения - в 2006-м году этот показатель составил 11,6%, а в 2005 году - 10,3%.
Основной причиной «галопирующей» инфляции в 2007-м году был политический кризис, вызванный противостоянием по линии президент – парламент. Власть не смогла, точнее, была лишена возможности принимать необходимые законопроекты для снижения налогового давления и развития национального производства. В результате произошло спекулятивное повышение цен большинством производителей основных продуктов питания, потребительских товаров и услуг. «Подогревался» процесс популистскими предвыборными обещаниями, щедро раздаваемыми всеми без исключения участниками парламентской гонки.
Собственно, на протяжении последних трех-четырех лет инфляция являлась зеркальным отражением политической нестабильности, постоянных смен состава чиновников на ул.Грушевского и диаметрально противоположных телодвижений в экономической политике у сменявших друг друга украинских правительств.
Едва вступив в должность, новый глава кабмина в числе главных приоритетов в работе своего правительства назвала обуздание инфляции. Юлия Тимошенко заявила о разрабатываемом на Грушевского комплексе мер, при помощи которых это пагубное для экономики страны и кошельков граждан явление удастся взять под контроль чиновников. По словам Тимошенко, «результатом работы правительства должна стать разработка и выполнение четкого плана антиинфляционных мероприятий, с указанием сроков и ответственных лиц за его выполнение».
Глава кабмина хорошо понимает, что именно этот фактор может стать как причиной снижения ее персонального рейтинга в электоральных массах, так и объективным предлогом для отставки Верховной Радой ее правительства (сильных и даже всесильных недоброжелателей у Юлии Владимировны на Печерских холмах в избытке). Придерживается этой точки зрения и большинство опрошенных нами экспертов. В самом деле – зачем для отставки Тимошенко «изобретать велосипед», если можно это дело «доверить» экономической составляющей?
Сквозь призму инфляционных процессов политологи отводят времени на премьерство Юлии Тимошенко от трех месяцев (начало посевной и неминуемый рост цен на нефтепродукты), до полугода (когда против кабмина Тимошенко сыграют негативные общемировые тенденции). Оптимистично настроенные эксперты финал второго пришествия Тимошенко в здание на Грушевского откладывают на осень этого года, когда правительство «накроет» его же социальная политика (повышенные зарплаты и пенсии, а также возвращенные вклады Сбербанка). Совокупность всех перечисленных выше факторов в купе с возможными форс-мажорными обстоятельствами дает некоторым специалистам основание утверждать, что уровень инфляции в стране в конце 2008 года может составить заоблачные 27%.
Итак, что же имеет правительство Тимошенко на начало 2008 года? В пассив можно занести следующее…
В наследство новому кабмину предшественники оставили рекордную инфляцию на уровне около 17%. Как следствие - в стране будут серьезные психологический и инерционный риски, которые могут поспособствовать дальнейшему раскручиванию инфляции в 2008 году.
Практически на 40% выросла цена на импортируемый из России природный газ. К тому же существует угроза, что и эта цена на протяжении календарного года будет изменена, разумеется, не в сторону удешевления. О цене для конечного украинского потребителя, с учетом НДС, стоимости услуг по хранению, транспортировке и прочих «накрутках» - и вовсе не будем распространяться.
Намедни на мировых рынках стоимость барреля нефти превысила психологическую отметку в $100 и, судя по заявлениям представителей ОПЕК и некоторых латиноамериканских лидеров, «сюрпризы» для мировой экономики только начинаются. Думается, не останется в стороне от этого процесса и Россия, которая не упустит в новом году возможности регулярно повышать экспортную пошлину на свое «черное золото». А небольшой экскурс в недавнюю историю (весна 2005-го), когда на территории Украины (при премьере Тимошенко) накануне посевной встали на «плановый» ремонт практически все контролируемые российским капиталом НПЗ, также не оставляет надежд на успешную борьбу с инфляцией украинского кабмина.
Уже в новом году Тимошенко отметила, что «инфляционные процессы необходимо срочно останавливать, проводя эту работу исключительно в рамках требований вступления Украины в ВТО». Однако, те требования, которые предъявил к нам ЕС (практически полная отмена ввозных пошлин на многочисленную группу товаров), могут негативно повлиять на сальдо внешней торговли Украины, а поток товаров из Европы сделает по-настоящему горькой жизнь отечественному производителю.
Ну и наконец, с января значительно увеличатся заработные платы, пенсии и социальные пособия, что также отразится на динамике цен в Украине. Наивно предполагать, что с повышением потребительского спроса, роста себестоимости производства товаров из-за увеличения фондов оплаты труда и возросших отчислений в социальные фонды, этого не произойдет. Если к этому добавить предусмотренную в Госбюджете-2008 сумму в 20 млрд. грн. на выплату компенсаций по обесцененным вкладам Сбербанка СССР (из них 6 млрд. наличными) – серьезно говорить о сдерживании уровня инфляции, по меньшей мере, наивно.
В активе у правительства Тимошенко, конечно же, неисчерпаемый оптимизм. Плюс ожидания, что соотечественники имеющие вклады в Сбербанке, не будут обналичивать свои сбережения, польстившись на посулы в 13% годовых по этим вкладам. Напомним, что в декабре прошлого года, с подачи правительства, НБУ повысило и учетные ставки по другим вкладам физических лиц с 8% до 10%. Однако, существенного притока средств населения в банковский сектор это не обеспечило. Народ по-прежнему нес свои кровные преимущественно в магазины, скупая товары первой, «второй» и «третьей» необходимости. Еще один плюс кабмина – это разрекламированная ревальвация гривны. Финансисты весьма скептически относятся к этой идее и утверждают, что игра с валютным курсом не то, что не остановит инфляцию, но даже не сможет ее хотя бы на время «притормозить».
Увеличение денежной массы «на руках» всегда позитивно воспринималось электоратом. Думается, расчет Тимошенко строится именно на этом, а не на выработке мер по сдерживанию инфляции. В 2008 году правительство планирует повышение номинальных зарплат и пенсий на 30-40%, что перекроет инфляцию и в прошлогодние 17%. Единственное, о чем мечтают в кабмине – не выйти за эти рамки.
Если рост цен окажется в конце этого года таким же, как и в 2007-м, но при этом Тимошенко поднимет зарплаты, пенсии и к тому же выплатит по 1 тыс. грн. вкладчикам «Сбербанка», то путь на Банковую для Юлии Владимировны будет усыпан лепестками роз. Похоже, что Тимошенко важно продержаться первые пять-шесть месяцев и не выйти за пределы прошлогодних темпов инфляции за отчетный период, дабы в парламенте не созрела критическая масса недовольных действиями кабина депутатов. Что будет дальше – для нее не столь важно, так как дело будет сделано. Так что прогноз экспертов, которые предрекают к концу года инфляцию в 27 процентов, может оказаться цветочками по сравнению с реальностью. Однако, поживем – увидим.