Стало уже стереотипным, что инвестирующий в национальную экономику крупный украинский капитал формирует связи, выращивает лобби и накапливает ресурсы исключительно на собственной территории. Таким образом, формируются и конкурируют между собой разные политические режимы. Так вот, господа, с 2008 года эта система кардинально меняется.
Офисы становятся транснациональными, а, как известно, транснациональный капитал очень прагматично относится к правительствам и режимам. Договориться с бизнесменом из транснациональной корпорации будет намного сложнее, поскольку он связан с большими играми мировой экономики.
В связи с этим изменятся отношения по оси олигархи – политическое лобби, как в коалиции, так и в оппозиции. Все наши привычные схемки, кружочки, рисунки с изображениями «политика», «олигархической группы», «лоббистов», «спикеров» можно переписывать. Транснациональный капитал циничен и к сочувствующим группам, и к оппонентам.
Бывшие оппозиционеры будут вести переговоры в офисе своих бывших противников, и наоборот – придя к власти, бывшие инвесторы оппозиции станут ориентироваться уже на новую оппозицию, поскольку их интересы не связаны с национальным режимом экономики. Для них теперь все средства хороши.
Вторая политическая особенность 2008 года заключается в том, что конституционный процесс выльется в формат конституционных войн. И не потому, что у нас принят такой стиль поведения, а потому что очень широка повестка дня по данному вопросу. Речь идет не только о полномочиях президента, правительства и Верховной Рады, но и о глубокой региональной реформе с последующим перераспределением бюджетных потоков внутри страны.
Концептуальные схватки станут политическими. Версии государственного и территориального устройства превратятся в элементы политических программ конкурентов в борьбе за власть.
Поэтому нам не удастся избежать референдума по вопросу о тексте новой Конституции, поскольку любая из версий Основного Закона не сможет получить должной поддержки в ныне действующем парламенте и набрать более 300 голосов. Он состоится во второй половине года.
Вопрос в другом. Вынести на референдум можно будет только компромисс. Иначе любой из победителей раскалывает политическую систему и создает две новые страны. Сейчас это начинает понимать и президент, и коалицианты, и оппозиция. И именно сейчас, после запуска механизма с Конституционным Советом, идеологи Виктора Ющенко ведут себя очень осторожно.
Попытка выносить на референдум спорный законопроект угрожает не только обществу, но и всему государственному устройству Украины.
В международном измерении начавшийся год станет периодом геополитического одиночества. И присоединение к ПДЧ, и вступление в ВТО не что иное, как процессуальные события, очередные рубежи в государственной внешней политике, которые никак нельзя считать достижениями, а уж тем более неким «прорывом». К ним готовились, шли и ожидали еще несколько лет назад.
В 2007-м Украине однозначно сказали, что вступление в Евросоюз, если и возможно, то не раньше, чем в 2020 году. Сейчас в ЕС проходит не Маахстритский, а Лиссабонский процесс. Поэтому договариваться нам придется не с отдельными национальными лидерами, а с президентом Европы и единым континентом. Захотят ли новые субъекты власти в Европе считаться с огромной, но невлиятельной Украиной, - вопрос риторический.
Основные ориентиры в политическом календаре 2008 года, на мой взгляд, выглядят следующим образом:
первой критической точкой станет 1 марта, когда потребуется вносить первые серьезные изменения в бюджет. Президент предупредил, с чем он никогда не согласится – с увеличением бюджетного дефицита. Пикантность ситуации в том, что к этому времени правительству нужно будет произвести украинское бюджетное ноу-хау: обеспечить выплаты долгов Сбербанка в условиях всеобщего ажиотажного бума и параллельно начать успешную приватизацию, позволяющую успешно расшивать проблему дефицита уже в первом квартале и сохранить его минимальный показатель.
В этот момент Тимошенко может громко хлопнуть дверью. За ее плечами будут телеса вкладчиков Сбербанка, против нее – команда президента с острой критикой бюджетного популизма.
Следующий пик страстей намечен на 1 июня, когда, по информации из окружения президента, возникнут контуры новой Конституции от Ющенко. Остальные политики начнут с ним конкуренцию за конституционный формат Украины. Общение с избирателями они будут вести через Верховную Раду и доступные им средства пропаганды.
Третья векторная точка – это 1 сентября. Я не забыл обещание президента о том, что следующий День Независимости мы встретим с новой Конституцией. К началу осени должна быть определенность: о каком устройстве нашей страны договорятся политики, и какова судьба досрочных парламентских выборов, проведение которых неизбежно после принятия новой Конституции.