Украинская политика во многом является авансовой, то есть строится на обещаниях. Это в особенности характерно для ведения электоральных компаний. Авансы здесь раздаются в качестве предвыборных задатков кандидатов, партий или блоков. Гипотетически такой задаток может быть реализован в качестве конкретных действий. Тем не менее, отечественные реалии демонстрируют регулярную инфантильную амнезию победителей выборов, которые быстро забывают о выданных накануне авансах. Население с этим смирилось и регулярно повторяет выбор, независимо от воплощения программ и лозунгов избранников. Но если какая-то политическая сила пойдет путем хотя бы частичной реализации предвыборных обещаний, ей гарантирован стопроцентный электоральный успех, так как украинский избиратель к этому не привык. И в подобных действиях ему мерещится честность, неподкупность и последовательность. Поэтому не обязательно, чтобы эти черты были на самом деле...
Именно таким авансовым путем пошла на досрочных выборах Юлия Тимошенко, которая провозгласила одной из своих основных задач после победы возвращение утраченных сбережений советского периода. Интересно, что в момент провозглашения этой инициативы на одном из митингов она даже не была включена в предвыборную программу БЮТ. Не получило обещание текстового оформления и более или менее конкретных черт вплоть до 30 сентября. Но неизменная повторяемость фразы «мы возвратим все взносы на протяжении двух лет» дала результат. Не в последнюю очередь благодаря «сберегательному авансу», Блок Тимошенко и получил свыше 30% голосов, чуть не догнав Партию регионов.
Еще больший успех ждал лидера БЮТ с началом реализации своей предвыборной инициативы. Но об этом немного позже.
После победы на выборах Тимошенко взялась воплощать обещание в жизнь. Сначала словом. ЮВТ постоянно делала акцент на том, что ее Блок будет поступать последовательно и честно по отношению к своим приверженцам, а потому непременно реализует положения, за которые люди отдали голоса. Особый акцент, конечно, делался на возвращении сбережений. Такой подход уже тогда дал положительный эффект, позволив БЮТу набирать рейтинговые баллы даже после выборов, что является почти уникальным явлением в украинской политике.
«Откаты»
Но с приближением премьерства для лидера БЮТ становилось все более очевидным, что за два года возвратить свыше 120 миллиардов гривен невозможно. Поэтому Тимошенко пошла на постепенные «откаты». Конкретизируя «сберегательное обещание», Юлия Владимировна начала постепенно уменьшать его объемы. Сначала она говорила о возвращение на протяжении первого года всех взносов в 5 тыс. грн. С приближением зимы эта сумма уменьшилась до 2 тысяч. А в день своего назначения руководителем правительства (18 декабря 2007 года) Тимошенко объявила окончательное решение: на протяжении 2008-го будет выдано по одной тысяче гривен на одного получателя (то есть один человек не может взять деньги с двух книжек).
Уже в статусе премьер-министра Юлия Тимошенко утвердила возвращение сбережений пафосным постановлением №1 своего правительства. Постановление и само ажиотажное начало выплат имели ярко выраженный пиарно-рекламный характер. Для начала этой компании не напрасно были избраны новогодние праздники, когда пустое информационное пространство можно заполнить чем угодно, а тем более озвучиванием решения о выдаче денег с личными разъяснениями премьера по поводу порядка их получения. Последнее, кстати, очень важно с позиций саморекламы: все должны знать, кого надо благодарить.
«Юлина тысяча»
Далее работать на премьерский рейтинг начал уже сам процесс выплат. Соответствующую атмосферу создавали очереди под отделениями «Сбербанка», троллейбусно-трамвайные разговоры о возможности получить деньги, постоянные напоминания о ходе выплат с телеэкранов и газетных полос. Даже человек, который не собирается получать деньги или не имеет книжки, мог ощутить, что происходит что-то значительное и важное. Тем временем, лояльные медиа постоянно демонстрировали, благодаря кому это происходит. Очень быстро была изобретена вербальная форма для определения выплат, которые осуществляет правительство Тимошенко – «Юлина тысяча». Создавался некоторый эффект когнитивного диссонанса, когда тема воплощения общественно популярного решения Кабмина обсуждалась настолько активно, что принуждала людей с нейтральным или даже вражеским отношением к Тимошенко принимать ее сторону.
Важную роль сыграл также «эффект подачки». Общая психология утверждает, что любому человеку всегда приятно получить что-то (даже не очень нужное) бесплатно. В особенности же приятно получить в самом деле полезные тысячу гривен фактически ни за что. И дает их правительство Тимошенко. При этом такой шаг является вдвойне эффективным, так как данная «подачка» не унижает человеческого достоинства получателей, ведь Юлия Владимировна постоянно подчеркивает, что лишь возвращает людям их законные взносы в советский банк. Интересный психологический эффект имеют и очереди. Связан он с тем, что человек, который простоял в очереди целый день или даже больше, ощущает себя так, будто на самом деле заработала эти деньги. Все положительное впечатление от такого самочувствия перекладывается на правительство и его милосердную руководительницу.
Хотя для полноты картины следует отметить, что впечатление это ошибочное. В бюджете заложено лишь 6 млрд. грн. на возвращение утраченных сбережений. Поэтому на выдачу анонсированных выплат денег просто нет.
Это, кстати, очень удобная позиция для Тимошенко для того, чтобы инспирировать собственную отставку. Если Юлия Владимировна будет уволена с премьерской должности, она обвинит в этом своих оппонентов из Партии регионов или даже Секретариата президента, поэтому все будет выглядеть так, будто она хотела остаться, а ей как всегда помешали работать некие «кланы» и «олигархи». В то же время лидеру БЮТ совсем не придется отвечать за состояние экономики, обескровленной чрезмерными социальными расходами. Когда же при следующем премьере перестанут возвращать сбережения за неимением средств, в общественном сознании окончательно закрепится выгодный Тимошенко стереотип, что она-то возвращала деньги, а другие, дескать, делать этого не хотят или не могут. «Они ведь не Юля»… Между тем прекращения выплат уже в апреле-мае – объективный и необходимый процесс, который произойдет независимо от того, кто будет возглавлять Кабинет Министров.
Во-вторых, выплаты утраченных сбережений на самом деле ни что иное, как перекладывание средств из одного кармана в другой. Причем с убытками для экономики, капитализации страны и развития инфраструктуры. Ведь деньги на выплаты берутся из государственного бюджета, который формируется из налогов. И выдавать украинцам по тысяче гривен, грубо говоря, означает возвращать им ими же уплаченные налоги. Тем не менее излишек этих ресурсов намного перспективнее и рациональнее было бы инвестировать в собственное же будущее – строительство школ, больниц, детских садиков, дорог, мостов и т.п.. В конце концов, шесть миллиардов – значительная сумма. Но “проесть” эти деньги, предварительно раздав их в качестве возвращения вкладов, оказалось эффективнее с точки зрения электоральной стратегии.
Надо выполнять предвыборные обещания и платить по счетам. И, вместе с тем, надо брать на себя реальные, а не популистские обязательства. Согласитесь, раздать сегодня то, что можно было бы сохранить и приумножить завтра, руководствуясь рейтинговыми соображениями и президентскими амбициями, – как минимум не бережливо, а скорее попросту неразумно.