В период активной фазы российско-грузинской войны, когда в Грузии гибли люди и росла армия беженцев, своим молчанием удивила не только премьер-министр Юлия Тимошенко и Блок Юлии Тимошенко. Удивили отдельные украинские партии. Скажем, мы видели активность УНА-УНСО, мы видели активность Украинской Народной Партии и «Нашей Украины». Были пикетирования российского посольства, были заседания вместе с грузинской диаспорой на Ярославовом Валу, были заявления лидеров партий. Но почему-то в молчаливый хор во главе с БЮТом «затесалась» и старейшая политическая организация новой Украины – Народный Рух. Тот самый Рух, одно лишь упоминание о котором пугало партократов в 90-х; тот самый Рух, название которого украинским народом понималось как «Рятуйте Украину, хлопцы!» (аббревиатура Р-У-Х); тот самый Рух, который Тарас Петриненко назвал в 89-м «поводом труда святого»; тот самый Рух, который был первой массовой организацией, поставившей вопрос о независимости Украины.
Именно эта партия с, наверное, наиболее выдающейся и интересной из всех политических партий Украины историей в августе 2008, когда российская армия бомбила грузинские города и села, скромно «промолчала». Ни митингов, ни пикетов, ни политических кампаний. И это притом, что в депутатской группе НРУ два прежних министра иностранных дел и один экс-руководитель Секретариата Верховной Рады Украины.
Конечно же, позицию верхушки НРУ в целом и Бориса Тарасюка в частности не нужно отождествлять с позицией рядовых членов партии, особенно тех, чей партийный стаж берет начало с момента внедрения выборов по партийным спискам. Потому и выпали из общеруховского контекста Мустафа Джамилев, Ярослав Кендзер, Иван Стойко, а также некоторые областные организации (в частности, Львовская), которые активно включились в коллективные акции национально-демократических сил. Кендзер даже требовал публичной позиции относительно грузинского кризиса непосредственно у Юлии Тимошенко.
Но четкой позиции ни Тарасюка (его экспертные комментарии не в счет), ни «серого кардинала» НРУ Вячеслава Коваля; ни консолидированной позиции руководящих органов НРУ; ни массовых акций протеста в период кризиса – мы так и не дождались. Мы, естественно, понимаем, что позиция НРУ никак не повлияла бы на выход российских танков и «сушек» из Грузии, и беженцев не стало бы меньше. Но в кризисных ситуациях вопрос единства должен восприниматься как аксиома.
Как оказалось, нет ничего нового под солнцем. Как стало известно из источников, близких к НРУ, пассивность руховского руководства вызвана тайными переговорами с Блоком Юлии Тимошенко относительно будущей блокировки в Верховной Раде Украины.
По нашей информации, обсуждается несколько тем:
1) поддержка голосами группы НРУ (в составе НУ-НС) всех инициатив правительства Тимошенко, лояльность НРУ к позиции БЮТ;
2) увеличение квоты представителей НРУ в руководстве центральных органов исполнительной власти;
3) переформатирование на следующих парламентских выборах БЮТ за счет входа НРУ в Блок Юлии Тимошенко.
Последний вопрос, очевидно, является ключевым, поскольку, как утверждает наш источник, Тарасюк придерживается мысли о том, что весной состоятся внеочередные парламентские выборы. А к имитации собственной бурной деятельности за счет присоединения к другим партиям ему не привыкать. В свое время для этого он сошелся с НУ-НС и Блоком Кличко.
По нашей информации, Тимошенко прямо не ставила вопроса о координации позиции НРУ и БЮТ относительно событий в Грузии. Тарасюк сам проявил эту инициативу, чем в очередной раз подтвердил упорные слухи о своих
многолетних контактах с «товарищами» по Лубянке.
Правда, есть и другая версия молчания НРУ в период грузинского кризиса (ее нам высказали в одной негосударственной организации): якобы это объясняется тесными отношениями между Виктором Медведчуком и «серым кардиналом» Руха и его стабильным спонсором Вячеславом Ковалем (такие функции он выполняет еще с выборов 2002 года).
Правда, как утверждают «руховцы» из западноукраинских регионов (в частности, на Волыни), такая позиция дуэта Тарасюка и Коваля может обойтись им очень дорого, что, по всей видимости, продемонстрирует предстоящий в ближайшее время партийный съезд. Антиукраинский почерк в деятельности Тимошенко и реанимация имиджа Ющенко в национально ориентированных регионах в последнее время делают их позицию крайне непопулярной.