Принципиальный отказ Блока Литвина от переговоров по созданию новой парламентской коалиции породил массу гипотез и кривотолков в кулуарах Верховной Рады и экспертной среде. С просьбой дать анализ позиции данной политической силы и объяснить угрозы нового политического кризиса RUpor обратился к политологу Алексею Кошелю.
В последнее время Владимир Литвин достаточно серьезно вжился в роль спасителя парламентской коалиции, и естественно, что планка его личных политических амбиций и запросов возглавляемого им блока значительно повысились. Если говорить о формате «коалиции трех» в составе «Нашей Украины – Народной самообороны», Блока Тимошенко и Блока Литвина, то в ней, по моим данным, Литвина удовлетворит только пост спикера парламента или премьер-министра. Только одно из двух. На иные варианты он не соглашается.
Этим и объясняются все последние телодвижения Литвина и его фракции, которые отчетливо поняли сигнал из Секретариата президента о сохранении за Арсением Яценюком кресла председателя Верховной Рады. Не идет на предложения Литвина и Блок Юлии Тимошенко, потому что в таком случае лидер крупнейшей в обновленной коалиции политсилы лишается руководства правительством. Вот и все причины имеющихся противоречий.
При этом позиции Блока Литвина на сегодняшний день можно считать чрезвычайно успешными. Критическая масса депутатов в НУ-НС, принципиально неготовых быть «под каблуком» Тимошенко, равна как раз тому количеству мандатов, которые есть у Литвина, и потенциально готовых войти в новое большинство.
Однако я не склонен рассматривать коалиционные переговоры исключительно в плоскости распределения двух самых ценных и ключевых государственных постов. Можно вести речь и о третьем варианте. Ведь у Литвина есть целый ряд политических тяжеловесов, способных войти в состав правительства (например, Гриневецкий, Зарубинский, Шаров) и курировать ТЭК и социальный блок. Вопросы социально-экономического плана являются, пожалуй, единственным фактором, который объединяет БЛ с БЮТом и «Нашей Украиной». С ними и можно было бы поделиться одним вице-спикером парламента.
Новая коалиция достигнет устойчивости не из-за того, что она будет объединена вокруг пакета законопроектов, как это было сделано прошлой осенью, а благодаря дееспособным механизмам взаимного контроля и сдерживания всех ее участников. Еще год назад звучало предложение о том, чтобы принять основные законы от Коалиции демократических сил до назначения премьера, а не наоборот. К сожалению, этого не произошло. Эти ошибки больше не должны повторяться.
Я не исключаю появления новых способов поддержания коалиции в жизнеспособном состоянии. В частности, изменения в регламенте Кабинета Министров Украины позволят ввести должность уполномоченного от коалиции по контролю над деятельностью правительства. Нужно ужесточить требования и к программе деятельности Кабмина, которая сегодня мало чем отличается от передовиц газеты «Правда», разве что другое название государства.
У нас до сих пор нет четкого механизма отчета правительства по выполнению им собственной программы. Она тоже должна быть разработана: отчет достаточно производить то ли раз в месяц, то ли раз в неделю, то ли раз в квартал. В любом случае должны быть установлены точные временные рамки выполнения обязательств перед избирателями, что позволит вдохнуть новую «свежесть» в коалицию.
Самым оптимальным вариантом было бы принятие закона о парламентской коалиции. В таком случае повышается роль координатора коалиции. Его роль на данный момент фактически исполняет спикер, что постоянно будет приводить к бесконечной веренице конфликтов, противостояний и блокирования трибуны. Если бы эти функции вместе с «тяжелыми» правительственными портфелями были переданы Литвину, я думаю, что он бы не отказался. Это вполне соответствует уровню его амбиций.