На Печерских холмах начался новый сериал под названием «Спикериада. Продолжение». Лидеры фракций все как один рады, что о них снова все вспомнили, обратили внимание на существование парламентской, а не президентской или какой-то там «секретариатской» формы правления, стали приглашать за дорогие столы переговоров и сулить всевозможные блага. Каждая поросль отечественного парламентаризма прочит своего кандидата в кресло председателя, а кое-кто всерьез подумывает и о собственных заместителях для спикера, ведь, не ровен час, расстановка сил в руководстве Верховной Рады изменится самым кардинальным образом.
Кипит работа и в высоких кабинетах за пределами Грушевского. В отличие от парламента, эйфории там нет. Но работают денно и нощно: ведь от того, в чьих руках - премьера или президента - на протяжении всего последующего года будет находиться этот могущественный инструмент пропаганды и защищенной иммунитетом критики, в далеко не последнюю очередь будет зависеть и исход президентской кампании. Инициативу явно перехватывает Банковая, вот уже несколько месяцев сряду занимающая позицию «лишь бы не Юля», расширившая диапазон методов борьбы до «запредельных» масштабов и превратившая весь переговорный процесс в бесконечный политический детектив.
Назначение нового спикера при нынешней разнородности сессионного зала волей-неволей означает практически то же самое, что и образование новой, пускай и ситуативной, коалиции. Без предварительной договоренности по одной отдельно взятой кандидатуре окончание спикериады просто немыслимо.
А вариантов подобного компромисса складывается, по крайней мере, четыре. Большинство из них учитывают аппетиты наиболее амбициозного кандидата, многократного кандидата в президенты Владимира Литвина. Передача ему эксклюзивного права руководства парламентом предполагает, как минимум, что он принципиально согласится не баллотироваться в следующем году на должность президента.
Вариант романтический или «Демократическая коалиция – 2». 248 депутатов. Наиболее выгоден Кабмину и лично премьеру. Полностью отсутствует угроза отставки правительства. К НУ-НСу и БЮТу (оба должны быть в полном составе) присоединяется Блок Литвина, лидер которого получает пост №1 в парламенте в обмен на «вооруженный нейтралитет» в противостоянии между претендующими на должность главы государства после 2009 года Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко.
Вариант фантастический или «Ширка-2». 268 депутатов. К базовым для данного варианта фракциям Блока НУ-НС и Партии регионов присоединяется Блок Литвина. Но на союз с «регионалами» принципиально не пойдет большая часть «нашеукраинцев», установившая в обмен на всевозможные квоты и преференции тесные партнерские отношения с Тимошенко. С ними уйдет и большая часть Блока Литвина, входящая в состав Трудовой партии Украины покойного Михаила Сироты (минус 7 мандатов).
Из всех известных доселе комбинаций «прокремлевское большинство» (ПР + БЮТ+БЛ=341 депутат), как окрестили его в Секретариате президента, имеет самые ничтожные шансы на возрождение. Виктору Януковичу пришлось так тяжко в одной корпоративной упряжке с Юлией Владимировной, что он вынужден был публично отказаться от коалиции с ее Блоком. Инстинкт самосохранения у экс-премьера сработал на все 150%, и, видимо, некий внутренний голос подсказал ему максимально обезопасить себя от совместной ответственности за губительные последствия финансового кризиса.
«Мы не хотим присоединяться к тому беспорядку, который вы сделали со страной за этот год», - заявил Янукович лично Тимошенко 31 октября в эфире программы «Свобода на Интере».
Коалиция от Балоги
Гораздо привлекательнее выглядит восстановленная «антикризисная коалиция» (Коалиция национального единства) вместе с группой Балоги. 230 депутатов. Без верных самому известному «сантехнику» в Украине 6 членов партии ЕЦ, Ивана Плюща, да пары-тройки изгоев наподобие Игоря Рыбакова и Юрия Бута действительно будет не обойтись. Ведь у некогда сплоченных «антикризисников» наберется не больше 222 депутатов, чего явно недостаточно.
Такой подход к избранию спикера вписывается во внутреннюю логику свежего интервью весьма непубличного Виктора Ивановича. Вчера вечером он отметил, что, во-первых, о досрочных выборах пора позабыть, а, во-вторых, формирование какой бы то ни было коалиции следует начать с Блока Литвина. «Поэтому сегодня и Блок Литвина, и Партия регионов, и Наша Украина, и БЮТ, и коммунисты, в конце концов, имеют право думать о том, есть ли им возможность сформировать коалицию», - сообщил он.
Возможно, что Балога просто оговорился или вполне неумышленно начал перечислять известные ему парламентские силы почему-то именно с депутатов Владимира Михаловича. Но если доверять науке психоаналитике, факт этот весьма красноречивый, особенно если учитывать всю т.наз. «общую картину» этого непростого переговорного процесса. О том же, что сегодняшние переговоры находились под усиленным контролем Банковой, свидетельствует хотя бы тот факт, что после полудня председатель фракции БЮТ в Верховной Раде Иван Кириленко заявил о том, что БЮТ не пригласили на консультацию с президентом Виктором Ющенко по вопросу избрания председателя парламента.
В ответ «бело-сердечные» ничего, кроме контрпропаганды, предложить пока что не могут. «Наше руководство приняло решение смириться с ситуацией и подавать каждый факт кулуарных договоренностей оппонентов как признаки утраты реального влияния на ситуацию со стороны президента. Парламентом правят олигархи и их ставленники, - таким будет общее мнение БЮТ по данному вопросу, - раскрыл RUpor`у секреты политкухни Тимошенко один из ее депутатов. – Балоге будут приписаны премьерские амбиции, в качестве наиболее вероятных сменщиков Яценюка нами будут называться самые одиозные личности, например, Плющ».
При этом окружение Ющенко знает, за что оно борется. Как показали последние события, «золотая акция» во всех парламентских перипетиях теперь не у инфантильного Литвина, а у однопартийцев Балоги. Поэтому на своем новом посту (в случае избрания спикером) Литвину придется неукоснительно следовать воле Секретариата, а почетные оппозиционеры из ПР будут говорить только, что им прикажут. В противном случае сработает «единоцентристский» предохранитель, и Верховная Рада снова окажется в пучине управляемого Банковой кризиса.
Важный этап в жизни Литвина каким-то странным образом совпал во времени с последними угрозами майора Мельниченко в адрес бывшего шефа президентской Администрации. Не так давно он заявил о том, что Генеральная прокуратура Украины и он лично готовы к скорейшему приему-передаче оригиналов (!) скандальных записей с голосами Кучмы и Литвина. Каково теперь фигуранту дела Гонгадзе, можно себе только представить.
От возможного варианта Балоги вряд ли откажется и Янукович. Ему нужно в срочном порядке спасать от развала свою партию, из которой продолжают уходить знаковые лица. Краткосрочный возврат к власти в канун президентской кампании – слишком заманчивое предложение, и грешно будет его проигнорировать.
Туже всего на компромисс идут коммунисты. «Они категорически отказываются голосовать за Литвина, поскольку у них есть свой кандидат, - заявил RUpor`у руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. – Если будут досрочные выборы за счет всплеска безработицы на юго-востоке страны, они способны набрать 8%. Эти же избиратели могут проголосовать и за социал-популиста Литвина, если у него будет власть, ресурсы и полное отстранение «красных» от власти».
Если же Балога убедит верхушку КПУ в том, что никаких перевыборов в 2009 году не будет, то его замысел вполне состоится. Не в пользу однопартийцев Адама Мартынюка внутрифракционные склоки (конфликт Грача с Симоненко вокруг Табачника и т.д.), а также многолетняя дружба с Литвином их претендента на спикерское кресло.
Пока же народным избранникам придется довольствоваться председательствованием Александра Лавриновича. «Как писатели-диссиденты они смогут подготовить к печати все что угодно, но так никогда и не опубликовать. И так – бесконечно», - посетовал в беседе с RUpor`ом политолог Кость Бондаренко.
И длительность этой сумятицы напрямую зависит от того, когда именно Банковой потребуется отправлять в отставку правительственную команду Тимошенко. Иного предназначения у Верховной Рады в понимании президентских кризис-менеджеров быть не может. Опасно. Один Яценюк чего стоит. Сел в кресло, и моментально на Гаранта замахнулся.