Крылатое выражение «Надо любить искусство в себе, а не себя в искусстве», подходит не только для актеров, но и для лиц других профессий. Когда отдаешь всего себя любимой работе и не щадя живота своего работаешь не только во благо своего кармана, то рано или поздно, вознаграждение будет эквивалентно отдаче. Порой, достаточно посмотреть на работу того или иного предприятия при разных директорах, чтобы воспользоваться другим крылатым выражением Станиславского: «Верю!», что нужно любить искусство в себе, а не наоборот.
Если вам нужны факты, чтобы поверить, то, пожалуйста. Ярким примером для доказательства, может послужить работа двух директоров, которые каждый в свое время возглавлял Ильичевский морской торговый порт. Чтобы не навязывать любезному читателю свое оценочное суждения, просто расскажу о деятельности двух руководителях и об их вкладе в Ильичевский морской торговый порт (ИМТП), а каждый из вас сам сделает вывод.
Чтобы не запутаться рассмотрим деятельность двух начальников порта в хронологической последовательности. Одним из факторов, которые влияют на успешную работу любого предприятия, является заключение выгодного договора. Клиенты бывают разные, и порой не знаешь кто перед тобой аферист или партнёр. Для минимизации рисков и составляются договора, в которых оговариваются все обязательства друг перед другом. В 2005 году Ильичевский морской торговый порт подписывает договор №435-о о совместной деятельности между частным предприятием «Укртрансконтейнер» и ИМТП. Взнос порта - недвижимое имущество, взнос «Укртрансконтейнера» – оборудование и частично денежные средства на реконструкцию 3-4 причалов. ИМТП внесло имущество в рамках 1-го этапа, но «Укртрансконтейнер» свои обязательства в рамках 1-го этапа выполнил не полностью.
Мало того, все имущество которое находится на четырёх причалах, а также складские площади, которые насчитывают десятки гектаров территории порта, было оценено и передалось «Укртрансконтейнеру» за 17 млн. 613 тысяч долларов США. Для некоторых такая сумма покажется приличной, но всё познаётся в сравнении. Порт сегодня только одному частному топливному терминалу лизинговые платежи – 6 млн. дол, и этот причал имеет длину всего 290 метров, и там нет подкрановых и железнодорожных путей, способных нести какие-либо значительные нагрузки. Достаточно посчитать, чтобы понять, что четыре причала имеют 970 метров длины и 2.8 га складских помещений передались «Укртрансконтейнеру» всего за 3889,86 грн за кв. м. Если на складской площади в 2.8 га поставить только один контейнер, у которого площадь 14 кв. м, то порт получит 137725 грн. Это почти в три раза больше. Занимательная арифметика, не правда ли?!
Хочется обратить внимание на пункт договора, который явно показывает, что так называемый инвестор в лице «Укртрансконтейнера» пришёл в порт ради «себя в искусстве». У инвестора нет своих денег, но он обещает согласно п.5.12 договора внести инвестиций на сумму 495 миллионов долларов США. Взамен инвестор пожелал, чтобы порт передал частному предприятию намытую территорию в тылу 1-го и 2-го причалов. Вот только эта территория не является собственностью порта, а города. Получается, что договор изначально составлялся так, чтобы освободить инвестора от выполнения обязательств?
Также в результате реализации первого этапа договора, доля прибыли порта составила 25%, частного инвестора -75%. Это притом, что, как правило, в таких договорах доля порта предусматривается на уровне не меньшем 50%, а зачастую и значительно больше. Кроме того, пунктом договора 4.2.6 заложен механизм банкротства порта, который предусматривает потерю государственного имущества порта (3-й и 4-й причалы со всем оборудованием и механизмами). Это имущество должно перейти в частную собственность, а вклад порта и его доля при разделе прибыли уменьшится до 10% с расчетом заложенной в договоре затратной части п.п.5.11 и 7.3. Если бы юристы какой-нибудь частной структуры составили такой договор, то они бы, как минимум, лишились бы свих рабочих мест.
Можно только предположить, что со временем могло произойти с имуществом ИМТП, если бы руководству «Укртрансконтейнера» удалось довести дело до конца, но о договоре узнал президент Украины Виктор Ющенко, который 13 декабря 2005 года заявил о необходимости расторжения договора между портом и УТК, мотивируя свою позицию тем, что договор заключен на неприемлемых и невыгодных для государства условиях. Вот только для бывшего начальника Руслана Родзяховского заявления Президента оказались пустыми словами, поскольку Родзяховский подтвердил намерение во чтобы то не стало передать первый и второй причалы ЧП «Укртрансконтейнер».
Поэтому на должность начальника порта был назначен Геннадий Скворцов, который с приходом в августе 2006 года дезавуировал намерение Родзяховского. Здесь мы плавно перейдём к деятельности другого директора ИМТП Геннадия Скворцова, который выполняя указание Президента Украины, обратился в суд с целью расторгнуть невыгодный для государства договор. Вот тут и выяснилось много интересных фактов. Оказывается, договор не был согласован с Министерством транспорта и связи, поэтому суды отказывают порту, указывая на то, что существуют «согласовательные письма» ГО «Укрморпорт», и комиссии Минтранса на его заключение.
Вообще непонятно, каким образом Минтранссвязь и ГО «Укрморпорт» «согласовывали» экономические, финансовые и юридические вопросы по договору № 435-о. Ведь у госструктур не было в наличии: бизнес – плана ТЭО, проекта развития Ильичевского контейнерного терминала (название проекта 4-М), проверки СБУ легитимности инвестора и денежных средств планируемых к инвестированию, проверки экономической истории частного предприятия «Укртрансконтейнер», оценки материального и финансового положения ЧП «Укртрансконтейнер», документального подтверждения и согласования с Фондом госимущества.
Пока суд, Минтранс и ГО «Укрморпорт» искали вчерашний день, Геннадий Скворцов решил не зацикливаться на этом. Ведь о том, сколько могут идти судебные разбирательства, уже легенды ходят. Поэтому, Скворцов инициировал переговоры с «Укртрансконтейнером» по пересмотру отдельных положений договора. Порт предложил переоценить взносы, принять на работу всех работников 1-го и 2-го причалов с полным сохранением трудовых и социальных гарантий, выполнение «Укртрансконтейнером» всех взятых на себя обязательств по инвестированию средств и поставке оборудования в рамках первого этапа.
Чтобы не терять времени и в связи с этим не нести убытки, порт ищет другие механизмы работы. Находит нового партнёра и подписывает с ним выгодные для обеих сторон условия. Передает часть складских территорий в управление ООО «Портовик Сервис» с условием перечисления порту 100% от стоимости погрузо-разгрузочных работ и 15% от доходов от хранения контейнеров, заключает договора с другими компаниями о строительстве на пустующих площадях зон таможенного досмотра. ООО «Портовик Сервис» привлекает крупнейшие мировые линии для обработки в порту (СМА CGM Франция, ZIM, COSCO). Доход от обработки клиентов ООО «Портовик Сервис» на одном причале для порта больше, чем доля порта в доходе от совместной деятельности с «Укртрансконтейнером» на 4-х причалах. Кроме того, на первом причале уже ведётся совместная деятельность с ООО «Метекс», которая была создана ранее, чем был подписан договор с «Укртрансконтейнером». Вот только последний от переговоров уклоняется, тянет время, подписывает протокол о возврате к таким переговорам в октябре 2008 года.
Пока руководство «Укртрансконтейнера» затягивало время (позже вы поймёте почему), порт привлекает кредит Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР) для самостоятельного развития своих производственных мощностей. ЕБРР ставит условие – передача в совместную деятельность, аренду и т.п. 1-го и 2-го причалов только на конкурсных основаниях. Минтранс принимает решение о пересмотре условий договора между «Укртрансконтейнером» и Ильичевским морским торговым портом, выносит соответствующее решение, президент это решение поддерживает. «Укртрансконтейнер» заявляет, что готово пересмотреть несправедливые по отношению к государству статьи договора. Об этом уведомляют ЕБРР и европейский банк, веря этому, выдает кредит под гарантии государства. Источником погашения является доход от самостоятельной эксплуатации портом 1-го и 2-го причалов.
Немного отвлекусь, чтобы напомнить читателю о том, как существенно отличается работа Геннадия Скворцова от «любителя себя в искусстве» Руслана Родзяховского, который подписал договор с «Укртрансконтейнером», который в нарушение принятых на себя обязательств, начинает планомерно освобождать под себя площадки. В июне 2008 года «Укртрансконтейнер» подаёт иск в суд, понуждая ИМТП передать «целостный имущественный комплекс контейнерного терминала» в совместную деятельность. При этом в качестве единственного документа подается копия оценки имущества порта, датированная июнем 2007 года. Оригинал оценки отсутствует. Договор о совместной деятельности не содержит обязанности порта передавать какой-либо терминал, а лишь предусматривает проведение переговоров и получение разрешений от Минтранса, Фонда госимущества на дальнейшее развитие совместной деятельности, и только после получения такого разрешения и согласования взноса порта, возможность какой-либо передачи имущества порта в качестве взноса.
Но суды игнорируют вышеперечисленные факты, и расторгает договор совместной деятельности между ООО «Метекс» и портом. Таким образом, «Укртрансконтейнер» получает право забрать имущество порта без каких-либо обязательств со своей стороны по поводу трудоустройства работников, гарантирования минимальной прибыли государству. 19 сентября 2008 года государственные исполнители совместно с «Укртрансконтейнером» составляют бумагу о том, что имущество у порта изъято и передано «Укртрансконтейнеру». У порта оригинала этого акта приема-передачи нет до сих пор, и ИМТП не знало о том, что его имущество изъято до 27 сентября 2008 года, и поэтому продолжает работать на этом имуществе.
При этом остальные хозяйствующие субъекты, работающие в районе 1-го и 2-го причалов, с удивлением узнают, что «за компанию» забрано и их имущество. ООО «Портовик Сервис» обращается в административный суд с иском об отмене этого акта, так как по факту никто его имущество не забирал. «Укртрансконтейнер» 28 октября через суд признает незаконность нахождения ООО «Портовик Сервис» на территории порта, а 29 октября Административный суд утверждает, что права ООО «Портовик Сервис» не нарушены (хотя имущество было изъято с 19.09.2008 года) и прекращает производство по делу.
Что же государство? В частности министр транспорта и связи Иосиф Винский не придумал ничего лучшего, как уволить Геннадия Скворцова, а на ИМТП до 1 ноября проходила внеплановая проверка комиссии КРУ. Получается, что Винский очень кстати уволил, стоящего как кость в горле для «Укртрансконтейнера» Геннадия Скворцова. Винский может в любой момент подписать приказ о его увольнении, о чём не раз говорил на всевозможных пресс-конференциях, а Родзяховский вполне может уже на следующий день появиться на предприятии с «правильным» судебным решением. И тогда украинские порты незаметно перейдут под контроль «Укртрансконтейнера». Рабочие окажутся на улице, опасность социального взрыва резко возрастёт и легко предположить, против кого будет направлен гнев рабочих Юго-востока, традиционно не испытывающих любви к оранжевой власти. Во время острого политического и экономического кризиса любого, даже самого маленького толчка достаточно, чтобы власть, и без того непрочная, рухнула. А вмиг ставшие безработными тысячи докеров и членов их семей толкнут сильно.
Но сами рабочие в лице профсоюзных организаций ИМТП не собираются доводить дело до столь негативных последствий. Недавно профсоюзы ИМТП обратились с открытым письмом к Президенту Украины Виктору Ющенко и Премьер-министру Украины Юлии Тимошенко с просьбой вмешаться и не допустить разворовывание госимущества. Пока реакция высшего руководства страны не известна, но удивительно другое, почему в этой ситуации молчит Генпрокуратура, чья святая обязанность отстаивать интересы государства и которая имеет в своём арсенале такой действенный механизм, как прокурорский протест. Неужели судьба ИМТП быть под началом нечистоплотного начальника Руслана Родзяховского, предрешена? Правда, рабочие порта так не думают и борются за право лучшей судьбы, чем ту, которую хотят навязать им «Укртрансконтейнер» с Русланом Родзяховским.