Неминуемая отставка Виктора Балоги с поста главного «сантехника» в аппарате главы украинской державы поставит перед ним несколько задач одновременно. Вместо самого грязного сектора работы в президентской канцелярии, в связи с чем, очевидно, и проводил столь «нечистоплотные» аналогии президент, в удел самому непубличному топ-политику достанется неформальное лидерство в заведомо провальном проекте: парламентской группке с достаточно красноречивой (на грани срамословия) аббревиатурой – ЕЦ. Как единодушно твердят политологи, самостоятельно ему никогда не набрать и 3-5% голосов избирателей, стабильно имеющихся у политсилы другого экс-главы Администрации президента, профессионального оратора и метросексуала Владимира Литвина. В отличие от которого у Балоги, мол, и депутатского мандата нет, и политплатформа умерла, так и не родившись, и негатива предостаточно. Чего только стоят «побитые горшки» с большинством олигархов, некогда целыми днями пропадавших на аудиенциях у этого казавшегося всесильным человека.
По логике доморощенных экспертов, еще не так давно бывшими кто историком КПСС, кто рабфаковским пропагандистом, здесь и надобно поставить жирный крест на дальнейших политических затеях галантного знатока всех «ходов и выходов» между Банковой и Грушевского. Предать забвению и сдать в утиль, так сказать. На лабораторные исследования, да и только. Рассуждающие так оптимисты, пожалуй, и представления не имеют о том, какая роль уготована Виктору Ивановичу и его детищу. А просматривается она не откуда-нибудь, а из нынешних негласных связей и предназначений всего того, что прочно ассоциируется с его именем.
Загадка из Харькова
Вопреки распространенному мнению, «закарпатцы» в лице многолетнего юриста фирмы «Барва» Игоря Криля и двоюродного брата председателя Секретариата президента Василия Петевки далеко не единственный центр тяжести в просторном офисе с окнами на Труханов остров. Им всего лишь вверена функция «первых лиц» и ответственных за партийную кассу.
Как это принято в любой уважающей себя современной украинской партии, в ЕЦ должен присутствовать более или менее влиятельный центр по связям с ближним зарубежьем. Или наоборот, - не нам решать. Эту миссию взяли на себя осевшие на Ярославской, 56-А представители небезызвестного со времен развитого кучмизма семейства Деркачей. Да, того самого, глава которого, шеф СБУ Леонид Деркач, вынужден был уйти со своего поста в ходе известного «кассетного» скандала.
В июле 2008 года председателем Секретариата ЕЦ избирается президент Харьковского областного благотворительного фонда «Харьков – 21 век» 49-летний Владимир Шумилкин (мэр Харькова 2002-2006 гг., уступивший свое кресло Михаилу Добкину). Наблюдатели поначалу объяснили его назначение как сигнал перехода реальной власти в регионе от пожелавшего «иметь лояльного и бутафорского оппозиционера к своей власти» (Агентство моделирования ситуаций, 14 июля 2008) Добкина к Балоге. Или же как свидетельство предстоящей отставки неугодного Банковой руководителя Харьковской области. Но ни первая, ни вторая версия так и не подтвердились. О Шумилкине на родине почти забыли, а Арсен Аваков живет да здравствует, и даже если он уйдет куда-нибудь в ближайшее время, то разве что на Банковую, в чем сейчас крайне заинтересован Петр Андреевич Ющенко.
«Шумилкина брали не для политики, а для рутинной работы. С конца лета он только тем и занимается, что расширяет и обустраивает партийные структуры на местах, принимает новых людей и налаживает связи», - заявил RUpor`у один из членов парламентской фракции Блока «НУ-НС». Однако только партийным строительством сыт не будешь. Особенно, когда основные игроки несколько раз подряд подтверждают свой принципиальный отказ от проведения перевыборов.
Иметь своего человека во главе Секретариата партии Секретариата, где собраны лучшие представители президентской вертикали власти – губернаторы, главы госадминистраций, заместители киевского городского председателя и др. – едва ли не самый эффективный способ не просто контролировать, но и влиять как на однойпартийцев, так и на тот самый главный в стране Секретариат. К такому гениальному решению пришел народный депутат от Партии регионов, выпускник 8-го факультета Высшей школы КГБ им. Ф. Э. Дзержинского Андрей Леонидович Деркач. С Шумилкиным он знаком еще по Харьковскому высшему инженерно-командному училищу им. Маршала Крылова. «В 90-ых гг. Деркач расставлял своих людей на таможне и в области. Павел Пашко стал заместителем председателя Гостаможслужбы, Михаил Прудников получил кресло руководителя Харьковской таможни. Шумилкин занимал должности в местной власти», - сообщил RUpor`у источник в окружении Деркача-младшего.
Не станем выяснять, для каких целей семья Деркачей старалась обеспечить своих проверенных знакомых высокими должностями в одном отдельно взятом направлении правоохранительной деятельности, но размах их бурной карьеры в те годы был весьма очевиден. Ее кульминацией стал запрос депутатов Верховной Рады Украины на имя генпрокурора Потебенько о причастности Андрея Деркача и его отца к продаже оружия в Российскую Федерацию (УНИАН, 21 декабря 2001 г.), в сфабрикованном характере которого настойчиво убеждал зампред штаба «ЗаЕДу!» Дмитрий Табачник.
Вторым опорным человеком Деркача в ЕЦ является руководитель партийной пресс-службы, без которого не может обойтись подготовка ни одного из официальных заявлений, известный PR-технолог Андрей Омельченко. По данным нашего источника из «Нашей Украины», до этого он работал на афилированной Деркачами ТРК «Эра». «Все выступления и пресс-релизы за подписью Криля рассматриваются в присутствии Омельченко», - утверждает депутат. О самостоятельности людей Балоги в таком случае говорить, естественно, не приходится.
Разработки Грановского
Телеканал «Эра» - не единственное влиятельное СМИ, выходцы из которого курируют партийный проект Секретариата. Наши источники на Банковой говорят о том, что самое непосредственное отношение к ЕЦ, равно как и ко всей публичной активности аппарата президента, имеет еще один специалист по PR`у, один из соучредителей «Интера», госслужащий III ранга некто Владимир Грановский.
Искушенные в политике читатели наверняка помнят его в качестве члена Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, где он пробыл до марта 2003 года, и скандальные публикации об общих знакомых, скажем так, Юлии Тимошенко и Виктора Медведчука. «ЕЦ на самом деле придумал именно Грановский. Как профессиональный политтехнолог он разработал концепцию партии, работающую в режиме информагенства, и принес ее Балоге, - заявил
RUpor`у собеседник в аппарате президента. – Сильными сторонами проекта были якобы минимальные усилия по раскрутке и высокая отдача, достигаемая за счет админресурса». Теперь же Виктор Иванович, говорят, не в восторге от КПД предложенной ему затеи. Единственную для себя пользу он видит в запомнившемся бренде верных ему и президенту парламентариев, обеспечивавших едва ли не весь последний год нужную Виктору Ющенко расстановку сил «под куполом». Одному ли ему (то есть Виктору Адреевичу) нужную, - добавим мы? Особенно, если учесть тотальную недееспособность парламента и развал победившей на досрочных выборах Коалиции демократических сил.
Очевидные параллели между Балогой, Деркачем и Медведчуком были бы еще более очевидны, если бы вместо ЕЦ в качестве политплатформы для подыгрывания Тимошенко стал использоваться последний техпроект Медведчука-Жвании под громким названием «
Великая Украина». В начале 2008 года срочно потребовалась всеукраинская партийная сеть с регистрацией в Минюсте, и, проявившая себя в дни Революции, структура профессионального военного разведчика из Северодонецка вполне подходила заказчику. По нашим данным, от этой авантюры главу Секретариата президента не без личных соображений отговорил лично Грановский. Теперь все выглядит более натурально. Одни изображают из себя правительство Украины, другие тешатся в оппозиции. Вопрос только: в интересах чьего государства?