О реальных и мнимых настроениях общества, о том, насколько страшен экономический кризис и стоит ли его бояться, как не впасть в депрессию и где искать помощи, если придется? На эти и другие актуальные вопросы ответил один из наиболее известных российских психоаналитиков Андрей Куликов.
Андрей Иванович, как вы оценили бы психологическое состояние общества, в котором все мы сегодня находимся? Отличаются как-то эмоциональные настроения в России и в Украине?
Вопрос немного сложный для меня в данный момент. Мне проще оценить то, что происходит в России, и гораздо сложнее то, что происходит в Украине. Если говорить о России, то его можно определить как некое напряженное ожидание какого-то несчастья, какой-то катастрофической ситуации. Сказать, что эта катастрофа наступила в психологическом смысле, в ощущениях, - нет. Есть ожидание и тревога по этому поводу.
Наверное, в рамках переживаний и восприятия людей здесь мало что принципиально будет отличаться от того, что происходит у нас в стране. Сегодня люди, скорее, в предчувствии того, насколько масштабным будет этот кризис. И скорее начали готовиться к нему, нежели переживать.
А на что готов человек в таком вот состоянии тревожного ожидания?
Ну, сама по себе готовность к чему-то неприятному уже является психологически важным фактором, обеспечивающим возможность справиться с этим. Гораздо неприятнее, когда вы переживаете что-то, наступающее мгновенно и неожиданно для вас. Такого рода ситуация является более травматичной, нежели ситуация готовности. Хотя, конечно, и само по себе ожидание стресса тоже носит травмирующий характер.
Поэтому я думаю, что люди сегодня в первую очередь готовятся каким-то образом это пережить. Если сравнивать психологическую ситуацию дефолта в России 98-го года, который был для большей части простых людей чем-то неожиданным и действительно очень травматичным, то сейчас ситуация отличается, потому что есть определенная готовность, кроме того, что кризис такой фатальный и общий. Поэтому для большей части людей это время для подготовки к тому, чтобы выискивать ресурсы - временные, финансовые и психологические, в том числе для того, чтобы справиться со стрессом.
Сегодня много говорят о том, что в связи с экономическим кризом возросло число депрессий, даже самоубийств среди населения. Можно ли самому справиться с депрессией? И какие факторы сигнализируют о том, что не мешало бы уже и к специалисту обратиться?
Если говорить о данных статистики, я думаю, что это, скорее всего, пока некоторые впечатления, нежели точные верифицированные данные. В контексте сегодняшней экономической и психологической ситуации любые самоубийства, связанные с людьми, которые пострадали от кризиса, будут приобретать особое психологическое значение, чем если бы эти люди решили уйти из жизни в обычной ситуации.
Но реакция на стресс у многих людей будет. Во-первых, в чем специфичность подобных мощных стрессовых ситуаций? Вначале идет отрицание того, что это катастрофа. Затем сильный гнев и протест против того, что это случилось. "Почему со мной?", "Почему никто не помог?", "Почему власти или кто-то еще не позаботились о простых людях" и т. д.
И лишь третьим этапом является принятие ситуации и поиск выхода. Не у всех людей в ситуации стресса возникает депрессия. Кроме того, депрессия - это не просто плохое настроение. Если мы говорим об аспекте медицинском - это определенное болезненное расстройство, которое включает в себя не только плохое настроение, но и ухудшение аппетита, нарушение сна, ухудшение всех жизненных функций человека. И для какой-то части людей, страдающих таким вот болезненным расстройством, депрессией в клиническом смысле слова, необходима и психотерапевтическая и медикаментозная помощь.
Для людей же, которые переживают депрессию как реакцию на стресс, как горе, отчаяние, она не всегда является клинической болезнью как таковой. Здесь в большей степени понадобится психологическая помощь. Важным является поддержка ближайшего окружения - друзей, семьи. Сам по себе разговор об этом, проговаривание ситуации, даже сетование на нее, уже будут нести облегчение и помощь. Поскольку людям необходимо не только подавлять в себе какие-то эмоции или держать себя в руках, но и делиться этим. Все это снятие напряжения позволит лучше структурировать сложившуюся ситуацию и найти альтернативные варианты действия.
Таких вот острых реакций, я думаю, будет больше. Но я не думаю, что это повлечет за собой всплеск психопатологий или увеличение количества расстройств.
Этот гнев отчасти неизбежен, потому что мы чувствуем, что страдаем, и мы злимся на виновников этого страдания, реальных и мнимых. Вопрос в выражении этого гнева.
Хорошо, если гнев переходит разумные рамки, к кому обращаться за помощью? Сегодня мы имеем огромное количество психологов, психоаналитиков, психотерапевтов... К кому пойти? В чем схожесть, в чем отличия?
Схожесть в том, что все в том или ином смысле занимаются проблемами психического здоровья. Если это врач, то, имея медицинское образование, он вправе ставить диагноз и осуществлять медикаментозное лечение. Психолог или психоаналитик может не иметь медицинского образования - это не принципиально.
Важным является психоаналитическое образование, психоаналитическая подготовка - она обеспечивает достаточный уровень качества специалиста. И не всегда врачи являются лучшими психотерапевтами, чем, к примеру, психологи. Это моя точка зрения, которая основывается не только на собственном опыте, поскольку я сам врач, но и на опыте историческом.
Психологи занимаются психологической коррекцией. Но это ситуация де юре, де факто психотерапевтическую помощь в большей мере оказывают психологи, нежели врачи.
Но все же психолог не имеет права назначать медикаментозное лечение... В тяжелых патологических случаях лучше обращаться к психотерапевту?
Если речь идет о необходимости медикаментозной терапии - конечно, это компетенция врачей. Но, мое глубокое убеждение как врача, когда-то психиатра, сейчас уже психотерапевта, занимающегося психоаналитической практикой, ни одно лекарство, если мы говорим о душевных расстройствах и психологических проблемах, не решает этих проблем. Лекарство выполняет лишь вспомогательную функцию. Основным является психотерапия.
Ни одно лекарство не сделает нас счастливыми и успешными. Оно может лишь на какой-то момент облегчить страдания. Возможность реализовать свои планы, свои амбиции, желания возникает лишь в контексте человеческих отношений и психологических проблем.
Антистрессовые препараты снимают какое-то напряжение и иногда улучшают нашу способность что-то понимать. Поскольку, когда мы захвачены сильными чувствами, переживаниями, мы не всегда можем увидеть альтернативные способы решения определенных проблем. Наше аффективно захваченное мышление становится суженным: когда мы огорчены, мы видим лишь что-то одно, когда злы - то же самое, когда счастливы - не замечаем уже негативных сторон, которые тоже присутствуют.
С какими проблемами все-таки чаще всего обращаются к психоаналитику, к Вам в частности?
Если говорить о сегодняшней социально-экономической ситуации, то в моей практике и в практике моих коллег пока нет пациентов, которые обратились бы за помощью именно потому, что на них повлиял кризис и ухудшил их психологическое состояние или здоровье вообще. Поэтому большая часть обращений связана с проблемами межличностных отношений, попытками выстроить более удовлетворительные отношения, успешней реализовать себя в жизни как в личных, так и в социальных отношениях и профессиональных отношениях.
Возвращаясь опять-таки к сегодняшней экономической ситуации... В России все-таки кризис не так ощутим, как в Украине. Возможно, потому что у нас об этом слишком много говорят, больше, чем следовало бы? Возможно, самим же власть держащим это выгодно, поскольку слабыми, запуганными людьми намного легче управлять, как Вы считаете?
Может быть, Вы правы. Подобный мотив связан с тем, что люди, которые находятся в состоянии тревоги и растерянности, склонны реализовывать те мнения, которые будут весомыми, авторитетными и как бы решающими все проблемы. Но мне кажется, что другой мотив, кроме властного и управляющего, реализуется в том, чтобы снять с себя степень ответственности.
Если мы посмотрим на то, как преподносится ситуация кризиса, то как будто бы не понятно, от чего он возник. Есть экономические механизмы. Но почему эти механизмы не работают? И почему те высококвалифицированные специалисты, которые делают прогнозы, кратковременные или долгосрочные, не были столь успешны в своих прогнозах, прогнозируя столь стремительный экономический обвал? Поэтому я думаю, что часть политических мнений, дебатов политиков направлены на то, чтобы снять с себя определенный уровень ответственности. Так как общая негативная ситуация делает и их положение тоже уязвимым. И все мы якобы страдаем.
Какие советы Вы бы дали всем нам, обычным людям, оказавшимся в достаточно нелегкой все-таки социально-экономической ситуации? Как пережить все эти катаклизмы и выйти из ситуации победителем?
Очень непростой, но, несомненно, актуальный вопрос. По личному опыту каждого из нас можно судить, что любая самая кризисная ситуация проходит. Конечно, пережить ее трудно. Очень важным моментом, позволяющим нам справляться с трудностями как объективного, так и субъективного порядка, является значимое окружение - наши родные и близкие. Получение поддержки, прежде всего, в кругу своих близких является очень важным. Необходима некая консолидация усилий для того, чтобы разрешить данную проблему, даже в тех случаях, когда это не вполне удается.
Если говорить о так называемых народных методах, то это, наверное, будет то, что обеспечит вам лично психологический комфорт, снятие напряжения. У каждого из нас для этого существуют свои методы.
Есть и универсальные способы. Спорт, к примеру. Пробегаете 10 км и чувствуете себя хорошо и комфортно, становитесь менее уязвимым по отношению к разного рода ситуациям. Кто-то предпочитает плавание, кто-то - бокс, кто-то - футбол.
Но я опять-таки хочу подчеркнуть: несмотря на всю банальность этой идеи - наше ближайшее окружение - это в первую очередь то, что позволит нам лучше себя чувствовать, любовь и взаимная забота друг о друге.
И только в тех случаях, когда нам уже действительно тяжело, когда подобные вещи не помогают - тогда уместной будет помощь специалиста.
СПРАВКА:
Куликов Андрей Иванович: кандидат медицинских наук, президент Национальной федерации психоанализа, обучающий аналитик и супервизор НФП, проректор Восточно-европейского института психоанализа по клинической работе (Россия, Санкт-Петербург). Находится в десятке самых известных психоаналитиков России.