Этим материалом RUpor открывает серию итоговых оценок наших экспертов, посвященных событиям уходящего года. Вспомнить, какие события стали кардинальными во внутриполитической жизни страны, какие решения и действия политического бомонда послужили для пересмотра курса в экономике и социальной сфере, а также об ожиданиях, вызванных последствиями Мирового кризиса, предлагает кандидат исторических наук, эксперт Школы политической аналитики Алексей Кошель.
Линии поведения политических сил в уходящем году мы должны рассматривать не в зависимости от президентской кампании или вероятных досрочных выборов, а с привязкой к этапам кризисных явлений в экономике и с учетом позиций сформировавшихся социальных групп. Определяющим станет именно Кризис, а не выборы.
На мой взгляд, можно говорить о таких этапах нарастания экономической и социальной депрессии. Первый этап – это февраль-апрель 2009-го года. Это чрезвычайное обострение кризисных явлений, это высокий уровень безработицы. По разным оценкам скрытая безработица достигнет предела в 15-20%.
Соответственно, политические силы в апреле будут корригировать свои планы в зависимости от настроений и первостепенных запросов граждан. К примеру. Партия регионов уже провозгласила подготовку к масштабным акциям протеста против действий правительства.
Второй период будет относительно спокойным: май-сентябрь 2009 г. Вследствие природных условий в это время традиционно уменьшается уровень напряжения в обществе. Людям нужно меньше одежды. Они могут купить больше дешевой еды, выращенной на приусадебных участках. Учтите, что это еще и период летних отпусков.
Следующий этап начнется с сентября. Этот месяц ознаменуется началом крупномасштабной президентской кампании, что, безусловно, повлияет и на процесс преодоления кризиса. Начнется оживление информационного и рекламного рынка. Да и сами политики станут воздерживаться от непопулярных шагов в экономике – от резкого колебания валютного курса, от массовых увольнений и сокращений социальных выплат.
Для основных политических сил следующий год станет годом «перезагрузки» и годом проведения давно назревших реформ. Этот вопрос станет актуальным как для Партии регионов, так и для Блока Юлии Тимошенко, а также для пропрезидентских политических сил.
Уже сейчас мы можем с уверенностью говорить о том, что в условиях нарастания экономического кризиса политики потеряли ничуть не меньше, чем обычные граждане. Речь идет только о потере процентов в избирательных рейтингах, но и потере доверия людей в способность политиков реализовывать властные полномочия. Парламентские силы не выполнили своего основного задания – они не показали избирателям, что они могут пользоваться предоставленной им государственной властью.
Хуже всего ситуация складывается для пропрезидентского лагеря. Виктор Ющенко фактически не имеет четкой опоры в парламенте в виде Блока «Наша Украина – Народная самооборона». В каком формате состоится дальнейшее политическое будущие главы государства и тех, кто его до сих пор поддерживает, - вопрос для него архиважный, но до сих пор так и не решенный. И дело не в выборах 2010 года, а в том, сможет ли Ющенко вообще оказывать влияние на политический процесс и на ситуацию в парламенте.
Очень тяжело начинается год для Юлии Тимошенко, поскольку для нее на сегодня важна реализация не столько стратегических заданий, которые она сама ставит перед собой, столько чрезвычайно сложных тактических заданий. Сейчас для нее вопрос №1 – выйти из противостояния под названием «Война против всех», куда она сама себя загнала.
Тимошенко допустила грубую ошибку, очень рано стартовав с наиболее радикальными лозунгами. Не весной 2009-го, а именно сейчас. И попала, таким образом, в крайне щекотливое, безвыходное положение. И выхода для себя она пока что не видит.
Для того чтобы говорить языком предвыборных лозунгов, языком Майдана, премьер-министру нужен и надлежащий подготовительный этап, и надлежащий период. Все сказанное Тимошенко в конце этого года тонет в нахлынувших волнах Кризиса. На выборы еще никто, кроме нее самой, не идет, а весь боезаряд уже растрачен. В холостую.
В патовой ситуации оказалась и Партия регионов. Потому что с одной стороны она объявляет о вероятных массовых протестных акциях (ультиматум Януковича и его «100 дней»), с другой же стороны может выйти так, что самые серьезные события начнутся не в Киеве, как хотелось бы Виктору Федоровичу, а в наиболее промышленно развитых, то есть наиболее страдающих, юго-восточных областях Украины. И на тех предприятиях, собственниками которых являются как раз депутаты из фракции Партии регионов.
Поэтому, я считаю, что в ближайшем будущем в Партии регионов должна произойти достаточно показательная замена. Если сегодня мы видим там два крыла – радикальное и умеренное, то в будущем можно говорить о том, что победили как раз радикалы. Произойдет смена основных игроков, в результате чего в ПР станут доминировать чистые 100%-ные политики, а не бизнесмены. Партия ужесточит свою позицию по многим вопросам.
Но пока это произойдет, на переломном этапе внутреннего реформирования ПР (я бы сказал, вынужденного реформирования) однопартийцы Януковича и он сам могут потерять монополию в своих пока еще коренных русскоязычных регионах. Возникший вакуум могут заполнить коммунисты и пророссийские ура-патриотические проекты экстремистского толка.
В условиях экономического кризиса все то, на чем раньше автоматически «подымалась» Партия регионов и ее лидеры – русский язык, единение с Российской Федерацией, борьба со вступлением в НАТО и героизацией ОУН-УПА – теперь не дееспособно. Эти темы, как минимум, станут второстепенными.
Такая смена приоритетов избирателей даст почву для развития новым политическим силам. Им нужно действовать решительно, с опережением и брать за основу своей риторики социально-экономические реформы, а не вопросы идеологии, международной ситуации, образования нации или состояния культуры.