Во время своего сегодняшнего выступления по телевидению премьер-министр РФ Владимир Путин заявил о том, что Россия справилась с первой волной экономического кризиса. Что стоит за этим высказываем, и можно ли считать аналогичное утверждение верным в отношении Украины, RUpor`у рассказал эксперт Школы политической аналитики, известный экономист Сергей Киселев
Проблем у россиян больше чем достаточно. Сказанное г-ном Путиным я бы назвал через чур оптимистической оценкой положения в стране. Мне бы хотелось напомнить сказанное министром финансов России Алексеем Кудриным, который сказал, что падение ВВП РФ в этом году «является неизбежным». За январь ВВП РФ упал на 8,8% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Это очень серьезное падение.
По прогнозу Минэкономразвития в 2009, в целом ВВП Российской Федерации упадет на 2,2%. Отток капитала из РФ составит $2 млрд. Инфляция – 14-15%. Обратите внимание: это данные официального прогноза. По неофициальной версии одна только инфляция составит 25%.
Экономическая ситуация в РФ далеко не наилучшая. Там наблюдается довольно серьезное падение производства металла (в январе – на 40%). Есть серьезные проблемы в банковском секторе. Как и у нас, они связаны с тем, что существует просроченная задолженность по ипотечным кредитам за IV квартал 2008 года. Объем задолженности здесь увеличился в два раза.
В этой стране насчитывается 2 млн безработных.
Готов к пересмотру государственный бюджет РФ, дефицит которого составит 10%. По стандартам ЕС он не должен превышать 3%. В Украине, кстати, этот показатель составляет 2,96%.
Что касается Украины, то здесь, на самом деле, не происходит ничего удивительного или с ног сшибающего. Хотя есть и свои особенности. Если брать помесячную статистику, процесс падения промышленное производство падает путем резких колебаний, что также характерно для России. В ЕС явления – аналогичные, но они постепенны и стабильны. В январе, по отношению к декабрю, падение составило около 16%, но уже в феврале фиксируется рост +5,4% по сравнению с предыдущим месяцем. По сравнению же с прошлым годом темпы производства упали на 30%.
Эта картина еще не самая худшая в мире. В Евросоюзе насчитывается, как минимум, пять стран, где отмечено падение выше 20%. В Эстонии годовое падение промышленности составило 26,8%, в Латвии – 23,9%, в Швеции – 21,1%, в Венгрии – 21%, в Испании – 20,2%.
Удар, как мы видим, достаточно ощутимый, но на фоне той же России мы выглядим еще не самым безнадежным образом. Правительством были предприняты определенные адекватные меры, касающиеся наиболее уязвимых промышленных сфер. Я бы хотел выделить нулевую надбавку на тарифы на газ, благодаря чему металлурги смогли сэкономить более 1 млрд гривен, у химиков экономии было на 300 млн. гривен. Были стабилизированы тарифы на электроэнергию. В некоторых случая были снижены тарифы на железнодорожные перевозки. В законе «О защите промышленности от мировой экономического кризиса» предусматривались эффективные способы ускоренной амортизации производственных фондов группы 3, касающейся в первую очередь машиностроения. Обеспечивался беспошлинный ввоз повышающего энергоэффективность производства оборудования.
С другой стороны переоценивать все эти решения не стоит. Они были приняты в общеевропейском и общемировом русле борьбы с кризисом. Где-то мы выигрываем, где-то проигрываем.
Если сравнивать инфляцию, то, например, на постсоветском пространстве самые высокие ее показатели отмечены в Белоруссии. По падению валютного курса, которое в Украине длилось всю зиму, «пальма первенства» опять-таки будет у официального Минска.
Уровень безработицы с самого начала кризиса у нас сохранялся высоким, но уже в феврале он стабилизировался. Приостановился и рост задолженности по выплатам заработных плат. Сейчас он составляет всего 1,6 млрд грн., его размер за март 2009 г. Уменьшился по сравнению с ноябрем 2008 г. на 100 млн. грн. За прошлый месяц в два раза уменьшилось и количество людей, вынужденных уйти в неоплачиваемый отпуск.
Интересно, что в Японии промышленное падение за прошлый месяц составило 9,4%. Количество безработных при населении в 127-128 млн. человек – 27 млн. человек.
Поэтому, я считаю, что мы идем в русле общемировых тенденций. Что же касается противодействия кризису со стороны государственной машины, то его я бы оценил на «4 с минусом». С учетом украинских реалий, конечно же. Потому что, если говорить об уровне жизни людей, а не о ситуации в стране в целом, то здесь все обстоит куда хуже, чем во многих соседних государствах, в частности стран-членов ЕС. Если у нас еще до кризиса продукты питания забирали 55-60% доходов среднестатистической семьи, то в Европе эта цифра не превышала 12-16%. Не было там и такого резкого валютного колебания, как у нас или в Белоруссии. Банковский кризис наиболее сильно ударил по Украине и по простым украинцам, и причины его в мировых тенденциях искать не стоит.