В ДЕТАЛЯХ

2009.04.13

Антикризисный ступор власти

Преодолеть кризис за счет хаотичных, разрозненных мер невозможно. Проблемы, с которыми столкнулась национальная экономика, не в состоянии преодолеть «команда пожарников», которая суетится от одного пожара к другому. Исправить ситуацию можно. Главное - решить проблему занятости на основе стабилизации и оживления реального сектора экономики. Для этого необходимо запустить производство, предоставив ему дешевые финансовые ресурсы через механизм удешевления кредитов или прямой государственной поддержки сфер экономики

Сегодня во всем мире продолжается интенсивный поиск путей преодоления системного финансово-экономического кризиса. В подавляющем большинстве стран мира уже разработаны и реализуются комплексные национальные антикризисные программы. Правительства осуществляют постоянный мониторинг экономической ситуации, корректируют, дополняют и расширяют пакеты экономической поддержки. Активные консультации идут в рамках G-20, на площадке Всемирного экономического форума, на уровне международных финансовых организаций.
 
Впрочем, уже сейчас понятно, что универсальных рецептов не существует. Каждая страна, исходя из специфики собственной экономической модели, особенностей проявления кризиса в национальной экономике, старается найти адекватные инструменты ее преодоления.
 
К сожалению, украинская власть демонстрирует полное непонимание причин и последствий кризиса в национальной экономике. Более того, правящая коалиция, правительство, Национальный банк фактически отказываются объяснить обществу, каким образом Украина будет выходить из экономической рецессии.
 
Несмотря на резкое ухудшение всех без исключения экономических показателей, Кабинет Министров продолжает игнорировать необходимость изменений в бюджете на 2009 год. Вместо комплексной программы антикризисных действий обществу предлагаются фрагментарные, непродуманные и хаотичные решения. Стимулирование экономической активности подменяется «ручным управлением» и административной давкой, которая только усложняет экономическую ситуацию. Наибольшее, что в состоянии сделать нынешняя власть, - это бессодержательное копирование практик, которые применяются в других странах. Наглядным примером является ситуация, которая сложилась в украинской финансовой и банковской системе.
 
Сегодня для преодоления мирового финансово-экономического кризиса развитые страны в первую очередь спасают финансовые системы. Для США, стран ЕС, Японии - это целиком оправданный шаг. Именно проблемы банков и замирания кредитной активности в этих странах привели к снижению потребительской активности и свертыванию промышленного производства. И, соответственно, «выздоровление» банков позволит расширить доступ к кредитным ресурсам населения, оживятся экономические процессы. Украинская власть на всех уровнях также провозгласила приоритетом №1 спасение банков. Президент, правительство, НБУ с декабря прошлого года постоянно говорят о рекапитализации финансовых учреждений, поддержке ликвидности банковской системы. С середины октября прошлого года действует мораторий на досрочное снятие депозитов. Однако украинская банковская система не ощущает улучшения. Только в течение последних трех месяцев временные администрации НБУ введены в девять банков, которые оказались под угрозой банкротства.
 
Почему эти «лекарства» не действуют? Приведу свои аргументы.
 
Первое. Для того чтобы преодолеть проблему, нужно в первую очередь правильно поставить диагноз. Утверждаю, что причины экономического кризиса в Украине имеют отличную от развитых стран Запада природу. В отличие, например, от США, проблемы украинских банков стали не причиной, а следствием падения в реальном секторе национальной экономики.
 
Украина практически не заметила развертывания первой «финансовой» волны глобального кризиса. Наши банки не имели на своих балансах так называемых «токсичных» ценных бумаг. Поэтому в то время как руководящие финансовые учреждения мира вынуждены были списывать обесцененные ипотечные облигации, украинские банки продолжали стабильно кредитовать и получать прибыль. Однако когда проблемы финансовых рынков распространились на реальную экономику, Украина испытала сокрушительный удар. Рынки сбыта для продукции украинских экспортеров стремительно сузились. Цены на основную товарную продукцию критически упали, продукция базовых областей национальной экономики потеряла конкурентоспособность. Уже в третьем-четвертом квартале 2008 года украинская промышленность практически стала останавливаться. Произошло масштабное сокращение рабочих мест, снизились реальные доходы граждан.
 
Вместе с тем сократились валютные доходы украинских предприятий, приток валюты на внутренний рынок практически прекратился, и началось стремительное обесценение гривны. Как следствие, подавляющее большинство физических и юридических лиц кредиторов просто потеряли возможность своевременно погашать свои кредитные обязательства. Только тогда украинские банки столкнулись с реальной проблемой - кризисом неплатежей.
 
Второе. Нынешние проблемы напрямую связаны со спецификой развития национальной банковской системы. В докризисные годы банковская система стремительно развивалась. Это привлекало иностранные банки, которые открывали свои филиалы или покупали банки в Украине, да и украинские бизнесмены не стояли на месте. Такой всплеск активности обусловлен одним - значительными прибылями, которые банки получали на украинском рынке.
 
Банкиры, как и украинская власть, не очень задумывались над результатами потребительского бума. Правительство «щедрой рукой» раздавало «юлины тысячи» и наращивало социальные выплаты. А банки налево и направо раздавали потребительские кредиты, преобладающая часть которых направлялась на приобретение товаров иностранного производства. Для банков стало выгодно привлекать финансовые ресурсы на мировых рынках капитала или у своих западных «материнских структур» и выдавать кредиты в долларах и евро. Как известно, на конец 2008 года внешний долг представлял уже больше 100 млрд. долларов.
Это в конце-концов привело к разбалансировке платежного баланса и всей национальной финансово-банковской системы. Первым негативным последствием такой политики стал стремительный рост инфляции в начале 2008 года. К решению этой проблемы правительства и НБУ также подошли специфично. Вместо отказа от популистской социальной политики и сдерживания потребления в кредит была избрана тактика "связывания" денежной массы. Это делалось за счет свертывания государственных инвестиций и повышения учетной ставки НБУ (в декабре 2007 - с 8% до 10%, в апреле до 12%, а по активным операциям банков - до 18%-20%).
 
В результате национальная валюта стала дефицитной, состоялась искусственная ревальвация гривны. Не удивительно, что падение курса национальной валюты в четвертом квартале 2008 года фактически стало приговором для многих кредитных учреждений.
 
Третье. Так называемые «антикризисные меры» в финансово-банковском секторе, которые осуществляет нынешняя власть, фактически удваивают негативный эффект кризисных явлений.
 
Много отечественных аналитиков обращают внимание власти и общественности, что механизмы, к которым прибегает Национальный банк для восстановления ликвидности банковской системы, неадекватны. Они не всегда прозрачны, не обеспечивают равный доступ субъектов рынка к финансовым ресурсам, а кое-где приводили к злоупотреблениям и дестабилизации банковской системы, подрыву доверия граждан и спекуляций на валютном рынке.
 
Вместе с тем, задекларировав готовность бороться за восстановления кредитной активности банков, правительство и НБУ фактически оставляют их на «голодном пайке». Кабинет Министров заставляет органы местного самоуправления, государственный пенсионный фонд переводить временно свободные средства со счетов коммерческих банков в государственные. Премьер-министр постоянно призывает население и предпринимателей доверять только государственным финансовым учреждениям, таким образом окончательно подрывая доверие к коммерческим банкам.
 
При этом НБУ продолжает держать высокую учетную ставку, уровень которой в несколько раз превышает уровень соседей Украины. В частности, Польши - в 2,4 раза (5 %) и в десятки раз сравнительно с развитыми странами. Например, в США уровень учетной ставки составляет лишь 0-0,25%, в Японии - 0,1 %, в Англии - 0,5 %, а учетная ставка Европейского центрального банка - 1,25 %.
 
Таким образом, при нынешних кризисных условиях украинские коммерческие банки просто не имеют возможности привлекать дополнительные кредитные ресурсы, реальный сектор экономики страдает от недостатка дешевых финансовых ресурсов, а население безнадежно ждет возвращения депозитов.
 
Кредитование экономики замерло. Объем выданных банками кредитов за январь-февраль 2009 г. впервые за последние 10 лет сократился на 16 млрд. грн.
 
Ситуация еще более усложняется невозможностью воспользоваться собственными сбережениями. Все это толкает людей на необдуманные поступки. Лишь с начала года количество нападений на украинские банки увеличилась в среднем в 2,4 раза.
 
Из приведенного предыдущего анализа можно сделать главный вывод - преодолеть кризис за счет хаотичных, разрозненных мер невозможно. Проблемы, с которыми столкнулась национальная экономика, не в состоянии преодолеть «команда пожарников», которая суетится от одного пожара к другому.
 
Исправить ситуацию можно. Главное - решить проблему занятости на основе стабилизации и оживления реального сектора экономики. Для этого необходимо запустить производство, предоставив ему дешевые финансовые ресурсы через механизм удешевления кредитов или прямой государственной поддержки сфер экономики.
 
Доступные кредитные ресурсы - это один из ключевых рычагов антикризисной политики, который сработает лишь в рамках комплексной программы действий. Именно такую программу сегодня наработала и готова предложить обществу Партия регионов.
 
К сожалению, хронические баталии вокруг властных полномочий между правительством и президентом, недееспособность и конфликтность парламентской коалиции, закрытость власти от общества превратили политическую дискуссию вокруг антикризисной политики в откровенный фарс. Рейтинги и кресла интересуют наших оппонентов больше, чем судьба собственной страны. Поэтому в пакете антикризисных мер на первое место мы поставили требование об изменении этой власти, которая сама превратилась в источник экономического и социального кризиса. Системное изменение власти становится сегодня ключевым условием выхода Украины из системного кризиса.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ