Важность должности министра иностранных дел тяжело переоценить не только для любой политической силы, но и в геополитическом контексте, ориентированности государства на определённый вектор развития. Потому факт, что следующий президент до сих пор официально не назвал своего кандидата на этот фронт работ, говорит как минимум о его недальновидности.
Полудюжина претендентов
Регионалы последние пять лет любили поподтрунивать над своими оранжевыми коллегами по поводу их излишнего плюрализма и неумения договориться. Теперь же, когда даже неизвестно, чем же завершится формирование коалиции КПУ-БЛ-ПРУ-НУ-НС, они сами начали предварительную, но оттого не менее оголтелую грызню за министерские портфели.
Одной из самых популярных для обсуждения в прессе должностей стало кресло главы Министерства иностранных дел. В СМИ мелькает в последнее время не менее полудюжины имён претендентов. Напомним, что президент вносит в парламент кандидатуры гипотетического министра иностранных дел и руководителя оборонного ведомства, то есть назначение зависит от личного мнения гаранта. В этом контексте интересно, что даже на место "главного по военным" кроме Александра Кузьмука уже претендуют Николай Литвин и... Раиса Богатырёва.
А вот в контексте руководства самым бедным министерством страны упоминаются посол Украины в РФ Константин Грищенко, гендиректор Центра международных и сравнительных исследований Анатолий Орёл, "теневой" главный дипломат Леонид Кожара, нынешний глава МИД Пётр Порошенко, нардеп Сергей Лёвочкин и... спикер ПРУ Анна Герман. Последнюю упоминают видимо из-за того, что её нынешний муж, Сергей – по отзывам коллег, неплохой карьерный дипломат, кстати, дважды уволенный со службы Тимошенко по политическим мотивам.
"У регионалов людей на должность главы МИД не очень много: Анатолий Орёл, Константин Грищенко и вот Леонид Кожара. – отмечает политолог Андрей Окара. - Я бы не ставил на то, что останется Пётр Порошенко, поскольку если вопрос будет зависеть исключительно от мнения президента, то у нынешнего главы министерства не будет никаких шансов".
Несколько другая точка зрения у Виктора Андрусива, аналитика Института ДемАльянса имени Р. Шумана: "Хотя назначение министра иностранных дел - прерогатива президента, по моему мнению, поставить своего человека на эту должность регионалам будет достаточно сложно. Внешняя политика - принципиальный вопрос для большинства политических сил, и именно состав коалиции будет определять, кто возглавит МИД".
Поскольку, говорит политолог, Партия регионов больше ориентируется на промышленный и экономический блок, внешнеполитическое ведомство может стать разменной монетой: "С позиции сегодняшней ситуации, я думаю, больше всего шансов остаться министром у Петра Порошенко. Его влияние на отдельных депутатов НУНС может быть востребовано в перспективе (создания – Прим.Авт.) будущей коалиции".
Так же считает и первый посол Украины в РФ Владимир Крыжанивский: "Я считаю, что Порошенко является нормальной фигурой, которая будет устраивать многих. Он очень экономически ориентированный – не на свои конфеты, разумеется".
Что же до Кожары, то, по мнению дипломата, "он не тянет на министра".
От себя добавим, что в пользу Кожары говорит относительная компромиссность его кандидатуры, если не рассматривать всерьёз шансы Ганы Николаевны. Так, Порошенко не воспринимают, из-за того, что он – оранжевый, а Лёвочкина "благодаря" его связям с Бойко и Фирташем, Орёл тяготеет к структурам Виктора Медведчука, а Грищенко удобен россиянам, потому его не стоит ждать в Киеве в ближайшее время.
Циклопические ожидания
На прошлой неделе Леониду Кожаре исполнилось 47. Он для современной политики достаточно молод. Уроженец Полтавщины. Дипломат "выпустился" в 1985-м из "красного" университета в качестве юриста-международника. Следующие пять лет провёл в Высшей партийной школе ЦК КПУ (в помещении нынешнего КИМО), потом начал работать в Секретариате ВРУ. В 1994-97 годах – заведующий политсекцией посольства Украины в США. В 2003-м получил ранг чрезвычайного и полномочного посла, а в следующем году – госчиновника 2-го ранга. В 2006-м Кожара прошёл в ВР 6-го созыва по списку ПРУ под номером 163.
Чего же ждут от Леонида Кожары, будь он всё же назначен?
"Если его назначат, то ему потребуется время, чтобы изучить реальное положение дел, – констатирует Виктор Андрусив. - Когда он его изучит, то поймет, что не так много пространства для маневров: нужно закончить соглашение об ассоциации с ЕС, решить вопрос безвизового режима, роль Украины в СНГ и т.д. Фактически, он притормозит европейские и антироссийские порывы своих предшественников, но по большинству вопросов будет продолжать работу".
По большому счёту, после пяти лет руководства страной Виктора Ющенко стоит задуматься и об артикулировании нового понимания среднесрочной перспективы для нашего государства. "Основания для изменения всей концепции деятельности МИД Украины есть, – замечает Андрей Окара. - И желание у регионалов должно быть, если они считают себя новой амбициозной элитой, а не мародерами и дерибанщиками. Получится ли, уже другой вопрос – но попытаться они обязаны".
Сегодня деятельность украинского МИД, по мнению Андрусива, трудно назвать концептуальной. "Внешняя политика Украины - это совокупность наивных желаний растерянных романтиков девяностых, а не набор четких позиций с механизмами воплощения. – говорит Андрусив. - Поэтому, если следующий министр иностранных дел представит любую концепцию деятельности, то это уже будет большой успех".
Что же, по мнению экспертов, надо изменить в МИД? "Министерство должно быть эффективным. Нужно улучшить работу посольств, ранее они недофинансировались, да и в плане геополитическом они действовали не очень эффективно, – заявляет Андрей Окара. - Ведь сейчас надо быть по-настоящему многовекторным государством (при Кучме, напомним, многовекторность заключалась лавировании между Россией и Европой), если Украина хочет стать субъектом международной политики, а для этого у неё все предпосылки есть".
Поэтому взаимодействовать надо не только с Брюсселем, Москвой и Вашингтоном, но и с Ираном, Индией, Китаем, Аргентиной, Бразилией, Японией. "А ещё нам надо очень серьёзно заняться своим международным имиджем, - сейчас этим никто не занимается в т.ч. из-за коньюктурных пертурбаций (вопрос передан из МИД в МОН). А ведь у Украины просто отвратительный имидж - что в России, что на Западе", – говорит Андрей Николаевич.
Что же до Леонида Кожары, то он кадровый дипломат, но слабый политический игрок, подчёркивает Виктор Андрусив: "У него нет принципиальных позиций относительно внешнеполитического движения Украины, и он, скорее, будет отстаивать позицию партии. По моему мнению, Кожара имеет больше шансов курировать внешнюю политику в Секретариате президента".
Установки на будущее
От нового президента и его команды избиратели надеялись в качестве исполнения предвыборных обещаний получить поддержку 18% русских в Украине, второй государственный язык, ЧФ в Севастополе после 17-го года и дешёвый газ. Сейчас, похоже, уже становится ясно, что идеологические вещи Янукович выполнять не спешит – может россиян он и "погладит", но и только. Ни флота, ни государственного русского, ни энергоносителей по легендарным ценам избиратель десяти "голубых" областей не получит.
"Если смотреть улучшатся ли отношения Украины с Россией, то здесь надо понимать, что сама РФ не очень настроена их улучшать, - замечает Андрей Окара, знакомый со спецификой этого вопроса не понаслышке, - уже несколько лет ведется жесткая информационная война". Главным раздражителем для Москвы был Ющенко, когда его не станет, отношения несколько улучшатся, по мнению эксперта, но не кардинально: "Проблема в том, что у Кремля сейчас в отношении СНГ есть две стратегии – "Русский мир" и ЕЭП. Но обе они – москвоцентричны". И в этих условиях у Украины есть шанс самой создать такой международный проект, говорит эксперт: "Что касается ЕЭП, то я думаю, что Янукович туда не будет стремиться, поскольку для него в этом случае будут слишком велики политические издержки".
С ним согласен и Андрусив: "Проблема отношений с РФ зависит исключительно от РФ. Очевидно, что новый министр попытается получить положительные посылы из Москвы и предложить ряд совместных шагов. Но всё будет определять позиция россиян". Последние годы доказали, говорит политолог, что резкая холодная позиция по отношению к Украине более эффективна, чем дружественная и братская времен Кучмы.
Что же до евроинтеграции, то здесь резких ухудшений в отношениях не произойдет. "ЕС и НАТО дистанцировались от украинских интеграционных набегов, и хотели бы иметь соседские партнерские отношения. – отмечает эксперт Института ДемАльянса имени Р. Шумана. - Думаю, к этому будет стремиться и будущий министр иностранных дел. Я считаю, что приход Януковича ознаменует новую эру кучмовской многовекторности". Это навязывает как внутренняя ситуация - электоральное деление Украины, так и внешняя - отсутствие реальных предложений со стороны глобальных игроков.
Сам же Кожара в одном из последних своих интервью заявил, что для начала Украине следует вернуть статус восточноевропейского экономического тигра с 12%-ным ростом ВВП в год. А после этого можно интегрироваться, куда получится. Кроме этого, регионалы заявили, что россияне слишком мало платят за аренду земли для ЧФ. Намёк понят?