В ДЕТАЛЯХ

2010.03.10

США готовят мир к еще одной войне

В мире опять заговорили о возможной новой войне на Ближнем Востоке. Инициатором эскалации конфликта в этом регионе на сей раз стал Иран. Заявление в прошлом месяце президента страны Ахмадинеджада о том, что Иран произвел первую партию урана, обогащенного до 20-процентного уровня, и стал ядерной державой, произвело эффект разорвавшейся бомбы...

В мире опять заговорили о возможной новой войне на Ближнем Востоке. Инициатором эскалации конфликта в этом регионе на сей раз стал Иран. Заявление в прошлом месяце президента страны Ахмадинеджада о том, что Иран произвел первую партию урана, обогащенного до 20-процентного уровня, и стал ядерной державой, произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Реакция мирового сообщества не заставила долго ждать. Первыми, как обычно, прореагировали США, Великобритания и Франция. Кроме осуждающих заявлений со стороны лидеров этих стран, все они как постоянные члены Совета безопасности ООН выступили с предложением о введении новых санкций ООН против официального Тегерана. Одновременно с этим заявлением министерство финансов США ввело санкции в отношении четырех дочерних компаний и руководителя строительного подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана. Именно эти компании, по мнению США, направляют свои доходы на развитие иранской ядерной программы, которую в Тегеране называют исключительно мирной.

Причины войны и ее инициаторы

Вышеупомянутое заявление Ахмадинеджада было сделано им 11 февраля этого года во время празднования в стране очередной годовщины Исламской революции. За день до этого Иран официально уведомил МАГАТЭ о намерении начать производство урана обогащенного до 20%-го уровня, а не до 3,5% как это было раньше. Такое резкое увеличение официальный Тегеран объяснил необходимостью ядерного топлива для запуска Тегеранского исследовательского реактора (ТИР), который используется в медицинских целях. Власти указывают, что ТИР не может быть остановлен ни при каких обстоятельствах, поскольку производит лекарственные препараты для большого числа людей, страдающих онкологическими заболеваниями. Более того, Иран настаивает, что для полноценной работы Тегеранского исследовательского реактора, ему нужен уран, в качестве ядерного топлива, обогащенный до 20% уровня и в количестве 116 килограмм.

Стоит также напомнить, что в октябре прошлого года МАГАТЭ предложило Ирану вывезти 1,2 тонны – примерно 70% накопленного в стране – низкообогащенного урана для дообогащения в России и последующего изготовления во Франции топлива для ТИР. Однако Тегеран отказался принять эту схему, желая получать 20-процентный уран сразу же, а не дожидаясь дообогащения за рубежом.

В мире к экспериментам Ирана в области ядерной энергетики давно уже относятся крайне настороженно. Большинство международных экспертов склонны думать, что нынешний шаг официального Тегерана будет чреват введением очередных международных экономических санкций ООН против этой страны. В худшем случае на Ближнем Востоке вспыхнет новая война. Для этого существуют как объективные причины, так и субъективные.

Объективные. Нынешнее решение Ирана реально приближает страну к созданию ядерного оружия. Как утверждают эксперты, процесс обогащения урана до 20% займет примерно год. Для этого будут использованы 2 тысячи центрифуг центра Натанц. Для создания же ядерной бомбы уровень обогащения урана должен достигать минимум 90%. Но для обогащения урана с 20% до 90% требуется всего шесть месяцев, и для этого не нужно так много центрифуг. Достаточно, если их будет от 500 до 1000. Поэтому уже через полтора года Иран может получить достаточное количество обогащенного урана, чтобы производить ядерные заряды. Что касается создания собственно ядерной бомбы, то эксперты не сомневаются, что у Ирана могут возникнуть с этим какие-либо технологические проблемы.

Кроме того, на протяжении последних лет Иран быстрыми темпами развивает производство ракет повышенной дальности. И уже может похвастаться кое-какими успехами и в этой области. В частности, по утверждению некоторых экспертов, баллистические ракеты иранского производства уже достигли экспериментальной дальности стрельбы на две тысячи километров.

Субъективные. Инициатором войны США против Ирана последние несколько лет выступает Израиль. Оно и понятно. Президент Ирана Ахмадинеджад неоднократно заявлял, что Израиль – враг, которого нужно уничтожить во что бы то ни стало. Свои заявления Тегеран время от времени подкрепляет обещаниями первый ракетный удар нанести по Тель-Авиву. Израиль, в свою очередь, всячески пытается втянуть США в войну против Ирана. То распространяя информацию о помощи Ирана талибам в Афганистане, то о поддержке и финансировании Тегераном Аль-Каиды, то о давлении на ХАМАС с целью срыва мирных переговоров между Израилем и Палестиной. До сих пор этих аргументов для США, которые уже обожглись в Ираке, было недостаточно. А наносить первым удар Израиль пока еще не решается...

Но все меняется. После заявлений Ирана о начале обогащения урана до 20% иранская ядерная угроза для Израиля из мнимой превращается в более реальную, и аргументов для начала войны против этой страны в Тель-Авива становится все больше.

Санкции. Сторонники и противники

На прошлой неделе США, Франция и Великобритания передали двум остальным постоянным членам Совета безопасности ООН, России и Китаю, предложения относительно проекта резолюции Совбеза, которые касаются новых санкций в отношении Ирана.

Дипломатические источники в штаб-квартире ООН сообщили, что в новом варианте проекта резолюции речь идет о мерах воздействия на руководство Ирана, включая Корпус стражей исламской революции. В частности, предлагаются ограничения в сфере судоходства, банковской сфере и сфере страхования. По словам дипломатов, речь идет об ужесточении тех мер, которые уже действуют в отношении иранской стороны по предыдущим санкционным резолюциям СБ ООН, последняя из которых была принята в октябре 2006 года.

Предлагается также расширить список юридических и физических лиц, в отношении которых будут задействованы такие санкции, как замораживание зарубежных счетов и запрет на зарубежные поездки.

По мнению инициаторов проекта, новые санкции ООН должны иметь «травмирующий» характер для экономики Ирана, включая при необходимости финансово-экономическую блокаду. Тогда руководство Тегерана может отказаться от ядерных разработок. Чем жестче будет резолюция ООН, тем вероятнее начало военных действия против Ирана в случае ее невыполнения.

Однако принятие жестких санкций в отношении Ирана является проблематичным, поскольку ни для кого не секрет, что Россия и Китай занимают более мягкую позицию в отношении Ирана, чем их западные партнеры. Да и временные члены Совета безопасности ООН не так категоричны, как Вашингтон.
 
На прошлой неделе многочасовые переговоры между Госсекретарем США Хиллари Клинтон, пребывающей в Латинской Америке с рабочим визитом, и главой бразильского МИД Селсу Аморимом, не принесли США желаемого результата. Бразилия как временный член СБ ООН отказалась поддержать пакет санкций против Ирана, предложенный США. А президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва заявил, что считает «неблагоразумным загонять Иран в угол».

Не стоит рассчитывать США и на поддержку другого временного члена СБ ООН – Турции. Особенно если учесть тот факт, что нарастающая напряженность между Турцией и Израилем, которая чуть не переросла в начале этого года в крупный кризис, развивалась на фоне усиливающейся агрессии США в отношении Ирана.

Не поддержит санкции и Ливан, который и раньше не сильно отличался лояльностью в отношении Израиля, а после ливано-израильской войны 2006 года и моральной поддержке в ней со стороны Ирана – и подавно.

Не столь категоричны в этом вопросе Уганда и Габон. Первая – потому что интенсивно развивает с Ираном экономическое сотрудничество, представители ж Габона в начале марта заявили, что не готовы еще обсуждать вопрос о санкциях против Ирана.

Из 10 временных членов Совета безопасности ООН США может рассчитывать на поддержку введения жестких санкций против Ирана только 5-ти - на Австрию, Боснию и Герцеговину, Японию, Нигерию и Мексику.

Япония, которая, как ожидается, будет председателем Совета безопасности ООН на заседании в апреле этого года, уже заявила, что готова поддержать введение жестких санкций против Ирана.

Кнутом и пряником

Озвучили свое отношение к санкциям против Ирана и представители Китая. В частности, в начале марта МИД Китая распространил заявление, в котором идет речь о том, что нужно «наращивать дипломатические усилия для рационального и справедливого решения ядерного вопроса Ирана… Решение иранской ядерной проблемы столкнулось с трудностями, однако дипломатические усилия еще не исчерпаны».

Однако США все еще надеются, что Китай сможет пойти на уступки в иранском вопросе, если Штаты будут лояльнее к просьбам Поднебесной относительно прекращения вооружения Тайваня.

Не является такой уж однозначной в иранском вопросе и позиция России. США уже нащупали некоторые болевые точки Кремля. В частности, речь идет об Украине. Штаты снова обыграли Россию на президентских выборах в Украине. Поставив на креатуру Ющенко – Януковича, и приведя его достаточно безболезненно к власти, США не сомневаются в марионеточности этого правителя. Тем более что эта зависимость усиливается сомнительной легитимностью победы Януковича с юридической точки зрения. А поскольку интересы России в Украине немалые, США готовы торговаться по любому вопросу в обмен на уступки в иранской проблеме.

Россия, скорее всего, согласна на торг с США. По крайней мере, 2 марта в Париже президент России Дмитрий Медведев заявил следующее: «Если не получится (договориться)..., Россия готова вместе с другими нашими партнерами рассматривать вопрос о введении санкций». По словам Медведева, «санкции должны быть выверенными и умными, эти санкции не должны быть направлены против гражданского населения и эти санкции должны знаменовать самую крайнюю форму, за рамками которой уже невозможен диалог».

Вопрос в другом. Станут ли санкции СБ ООН в отношении Тегерана прелюдией к военной операции США в этой стране, о чем Вашингтон заявлял неоднократно. И на какие ответные действия готов пойти Иран? Ведь точку невозврата Тегеран прошел еще в конце 2007 года. Тогда Ахмадинеджад в отставку отправил секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани и главу МИД Ирана Манучехра Моттаки, которые выступали за дальнейшие переговоры с Западом. Сам Ахмадинеджад является сторонником более бескомпромиссной позиции. К такой позиции президента Ирана, по мнению эксперта по конфликтам на Ближнем Востоке Дмитрия Корчинского, подталкивают сами Соединенные Штаты Америки.

«Ахмадинеджад, по-видимому, видит перед собой пример Ирака. Хусейн тоже пытался не нарываться, но это его не спасло. Ахмадинеджад видит пример Северной Кореи, которая постоянно нарывается, однако до сих пор ее никто не бомбил и, вероятно, не будет. Наоборот – Корея путем шантажа добивается каких-то преференций от Запада. То есть, идет правильным путем», - считает эксперт.
Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ