«В поисках надежды», Дэвид С. Бейкер, Христианское библейское братство св. апостола Павла, Киев, 2009
Первый исторический роман Дэвида Бейкера «Путь слез» рассказывал нам о детском крестовом походе и поиске «духовного» Иерусалима – Царствия Божьего. Вторая же книга «В поисках надежды» из серии «Странствия души» повествует о жизненном пути отца героев предыдущего романа, у которого поиск надежды постепенно превращается в вызов средневековому взгляду на человека, веру и долг.
«Путь слез» охватывал относительно короткий промежуток времени – несколько месяцев пути детского крестового похода. «В поисках надежды» повествуют о жизни нескольких поколений длинной в 38 лет. Автор вводит читателя в круговорот событий: детство и молодость главного героя Генриха, его взрослая жизнь, скитания по Священной Римской империи; война; путешествие в Рим и стяжания ради освобождения от грехов и, наконец, случайная встреча своих сыновей в составе детского крестового похода (пересечение сюжетов с первым романом).
Поначалу сложно понять авторскую задумку: зачем рассказывается жизнь одного из многих несчастных людей средневековья. Позже начинаешь понимать, что столкнулся не просто с развлекательной книгой, которая должна передать нам дух эпохи и пробудить у читателя интерес к медиевистике.
Бейкер мастерски использует персонаж простого мальчика, со временем сельского пекаря, чтобы показать борьбу, которая предшествовала духовному обновлению в Европе XVI столетия. Весьма добропорядочный житель и совестливый христианин Генрих всю свою жизнь терпит притеснения, угнетения и оскорбления, воспринимая это, по наставлению местного священника, в качестве кары небесной.
Всю свою жизнь он старался жить правильно, но, в конечном итоге, оказывался «последним грешником». Исправляя «грехи» прошлого, он попадал в еще большую «трясину осуждения». Общественное мнение и авторитет так загнали в угол добродушного простолюдина, что Генрих стал искать смертный грех чуть ли не в каждом своем поступке.
Как и в «Пути слез» в этом романе раскрывается тема поиска. Дети искали Царства Божьего, а их отец – истину. Воспитанный в лучших традициях средневековой церкви, главный герой книги беспрекословно слушается то своего дядю, то жену, то приходского священника, при этом каждый раз уничижая себя до уровня паразита. Его смиренность теряет все черты добродетели и превращается в глупое раболепие. И это замечают лучшие друзья Генриха, но только не он сам: «Истинное смирение направляет глаза вверх, а не вниз. Это дивная тайна. Ах, мой славный, славный юноша… я жажду, чтобы ты поднял лицо к небесам и снова, как дитя, ликовал посреди цветов и бабочек».
Генриха, на протяжении жизни, сопровождают его преданные друзья – соседка Эмма, монах Лукас и рыцарь-тамплиер Блазий. Словно Божьи посланники, они пытаются помочь застенчивому и скромному серву познать настоящую истину и не окутывать себя сетями домыслов, изжившими порядками. «Бойся набожных ханжей. Они уничтожат все, к чему прикасаются», - советует монах Лукас. И сам, одновременно, оказывает пример правильного христианского послушания и смирения: «… ведь обет бедности, послушания и милосердия я давал-то Богу – не аббату, не архиепископу, ни даже самому Папе! Я смотрю на весь мир, как на Его монастырь. А, значит, не грех немного прогуляться. Мне кажется, это самое достойное служение».
По мере взросления Генриха в книге намечается основной конфликт, являющийся идеологическим стержнем всего романа: противостояние живой веры в Бога и сухой религии, феодальных порядков и вольнолюбивых порывов. Автор не зря называет пекаря «простым человеком, который превыше всего жаждал мира, но, казалось, постоянно находился среди раздоров и вражды». «Свободу? Ни за что! В наши времена лучше держаться в безопасности. Лучше быть богатым в безопасности, чем свободным и бедным», - так рассуждала о великом даровании меркантильная жена, обрубавшая на корню вольнолюбивые стремления мужа.
Наш герой пытается сохранить в себе врожденные добродетели, в частности, милосердие, сострадание, любовь, дружбу, верность. В том мире, дружба становится щитом и здоровой альтернативой предательству, ненависти, жестокости, лицемерию и лжи. Эти «ядовитые змеи» не желают физической смерти человека. Им «подавай на стол» его добродетели, дабы превратить Генриха на подобие своего дяди – жестокого, циничного, бесчестного деспота. Фактически лишить человека человеческого лица, превратить из полноценной личности в бездушное существо.
Уже самое название настраивает читателя вместе с героем на поиск. Расставленные автором ситуации дают шанс повзрослеть Генриху и пересмотреть свои взгляды на жизнь. Военный поход, который должен был составить 40 дней и превратился в шестилетние скитания, сыграл в мировоззренческой трансформации ключевую роль.
Первоначально он призваны были освободить несчастного пекаря от грехов, будто приведших к «проклятиям» на его семью. Но освобождение имело совсем иную форму: освобождение от предрассудков и старой системы взглядов. «Генрих снова встал на ноги, горделиво выпрямившись. Он всю жизнь провел так, склоняясь и унижаясь перед остальными, угодничая, заискивая, уступая, покоряясь, но только тогда, когда он считал подобную уступчивость праведной и должной, когда того требовала справедливость и Устав», - так началось его освобождение от «старых мехов».
Поиск надежды буквально подталкивает пекаря к непохожим на него поступкам: предательством «своих» во имя высшей ценности – свободы, дарованной каждому человеку от рождения (только не каждый человек об этом догадывается): «Одетые в доспехи жеребцы фыркали и вскидывали головы, переминаясь с ноги на ногу. Генрих закрыл глаза. Сейчас он стоял лицом к лицу против уклада собственной жизни».
Порыв свободного духа повлек за собой кардинальные изменения в миропонимании застенчивого и чрезмерно покорного христианина, от чего его предостерегал добрый товарищ: «… Ты позволил сковать себя безумством, правящим сим миром, потому что отвернул взоры от истины и отвратил слух от мудрости».
Книга, повествующая о далеких временах, не менее актуальна для современника. Общественные предрассудки, мировоззренческие заблуждения, фарисейская религиозность – все это имеет место и в современных обществах, особенно, посттоталитарных.
Через натуральное изображение жизни средневековой германской деревушки Вилмар – ее уклада и быта – начинаешь понимать настоящую силу традиции (в негативном значении этого слова). Либо человек смиряется с ней, либо бросает вызов. Либо он ломает ее, либо она ломает его.
Хитросплетенный сюжет подводит читателя к мысли о рождении в том мире еще одного «бунтаря», но действительно ли Генрих освободился от оков средневекового «рабства» мы узнаем только из третьей части трилогии «Странствия души».
Презентация книги и встреча с автором Дэвидом Бейкером пройдет 9 апреля в рамках Киевского международного фестиваля христианской книги