В ДЕТАЛЯХ

2010.04.07

Портнов вернулся к своим

И почерк деятельности Андрея Портнова, Виктора Балоги, Виктора Медведчука - как раз из этой серии создания архитектуры этого «плутократического криптоавторитаризма».  Разница в том, что «хозяин», который был бы заинтересован в создании относительно правильно функционирующей модели такого режима - Леонид Кучма, лично отошел от дел, а «слуги» и  «помощники» остались. И как бы они не пытались воссоздать эту  же систему даже во главе с Виктором Януковичем - у них это не получится

Можем ли мы говорить о полном разрыве отношений по линии Тимошенко-Портнов или это только камуфляж неких глубинных процессов по налаживанию новой формой диалога между властью и оппозицией?  На этот вопрос  RUpor попросил ответить эксперта Школы политической аналитики Максима Побокина

Знаете, один из главных принципов функционирования украинской политической системы – «Никогда не говори: «Никогда»». Думаю, что как раз под этот случай и попадает уход Андрея Портнова из рядов БЮТа. Честно говоря, я предполагал, что он сделает это раньше и интегрируется в ряды «регионалов» теснее - например, вступит в их партию на первом же партийном сьезде. Потому что он был не столько идейным БЮТовцем, сколько политическим ландскнехтом на службе у БЮТа.  Пока ему обеспечивали близость к власти, работу и поддержку его инициатив - он оставался рядом с Юлией Тимошенко. Как только Андрей Владимирович понял, что у Юлии Тимошенко объективно  меньше шансов выиграть выборы, он начал  «паковать  чемоданы» - он еще перед вторым туром был морально готов перейти на сторону оппонентов.

Мало того, там у него был большой внутрипартийный конфликт с «группой Онопенко» - была жесткая конкуренция за влияние на Высший совет юстиции и суды, в том числе и на Высший административный суд Украины. В результате этого конфликта административное судопроизводство оказалось не столько под контролем у БЮТ, сколько под контролем у сторонников «широкой» коалиции, одним из которых и был Андрей Портнов.

А когда грянули выборы, о «широкой» коалиции и совместной конституционной реформе БЮТ и ПР, направленной лично против экс-президента Ющенко, все тут же позабыли. И Портнов, который никогда не был сторонником жесткой конфронтации БЮТ и ПР, понял, что его все равно рано или поздно вытеснят из окружения Тимошенко. А в оппозиции ему как бизнесмену было бы очень некомфортно находиться. Поэтому он и готовил иск по поводу обжалования результатов выборов словно нехотя, через силу. И в суде он занимал весьма пассивную позицию - мол, я сделал все, что мог, а там дальше сами уже без меня действуйте, я за результат не отвечаю.

Но есть и еще одно соображение, подчиняющееся, кстати, тому же принципу. Дело в том, что принципиальных несогласий между БЮТ и ПР - по крайней мере, в аспекте консервации политического режима «под  себя» нет.  И это проявилось тогда, когда именно группа Портнова стала разрабатывать новую конституцию, где прямые президентские выборы вообще отменялись, что лишало население Украины еще одного рычага влияния на власть (также там довольно сильно ограничивались плебисцитарные моды влияния). В  результате Украина могла получить «двухпартийную диктатуру», где элиты (точнее отдельные части единой элитной прослойки, в которую входили бы и представители БЮТ, и представители ПР) могли сменять друг друга по договоренности, не допуская к власти никакие альтернативные «третьи силы». Без шансов достичь прогресса эволюционным путем - пути «наверх» для всех, кто не входил бы в эту прослойку, были бы надежно перекрыты. Естественно, что «кучмистов» в обоих политических силах такое положение вполне устраивало бы. И можно было бы спокойно «перетекать» из одной политсилы в другую без осуждения со стороны лагеря, который бы покидал данный политик.

Поэтому крайне спокойная реакция БЮТ на уход Андрея Портнова - человека,который довольно долго заведовал решением всех юридических вопросов, не может не настораживать. Может быть, такой режим  «плутократического криптоавторитаризма» формируется уже сейчас - и без конституционной реформы, а просто используя параллельные пути. Инкорпорация некоторых ключевых представителей оппозиции во власть,  законодательные инициативы, направленные на создание искусственных барьеров для новой элиты,  поощрение коррупции на нижних и средних уровнях госуправления, создание правового хаоса и т.д. .

И почерк деятельности Андрея Портнова, Виктора Балоги, Виктора Медведчука - как раз из этой серии создания архитектуры этого «плутократического криптоавторитаризма». Разница в том, что «хозяин», который был бы заинтересован в создании относительно правильно функционирующей модели такого режима - Леонид Кучма, лично отошел от дел, а «слуги» и  «помощники» остались. И как бы они не пытались воссоздать эту же систему даже во главе с Виктором Януковичем - у них это не получится. Просто ментальность уже не та - сравните должности директора «Южмаша» и директора Енакиевской автобазы.

Имитация, конечно, может быть кое в чем успешной... В частности, в вопросах консервации режима и перетекания элит из одной группировки в другую.  А вот в других областях могут начаться проблемы.

Больше новостей из этой рубрики

Читайте Также

все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ