В ДЕТАЛЯХ

2010.04.08

СНВ-3 или США разоружает Россию

Главной проблемой для ратификации нового Договора является привязка стратегических наступательных вооружений к стратегическим оборонительным вооружениям. Увязывание СНВ и ПРО – одно из главных требований Кремля, о чем неоднократно заявляли в Москве. В тоже время в Вашингтоне не уставали повторять, что наличие в Договоре темы ПРО сделает невозможным его подписание. Такой ультиматум заставил Белый дом и Кремль пойти на хитрость. Обе стороны…

Сегодня в Праге планируется подписание Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки. Речь идет о сокращении боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, и о их носителях всех типов. Ожидается, что с подписанием этого Договора у каждой из двух ядерных держав через 10 лет останется по 800 носителей ядерного оружия (ракет) и по 1550 ядерных боеголовок. Это практически на 30% меньше нынешнего ядерного потенциала обеих стран.

Напомним, что предыдущий договор – СНВ-2 еще в 1993 году подписывали Борис Ельцин и Джордж Буш-старший. Он предусматривал запрет на использование ракет с разделяющимися боеголовками. А в 2002 году Владимир Путин и Джордж Буш-младший подписали в Москве Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который уменьшал количество боеголовок с 6 тысяч до 2,2 тысяч штук.

Подписание нынешнего Договора (СНВ-3) также не вызывает сомнений. Вопрос в другом – будет ли ратифицирован этот договор в парламенте РФ и сенате США, ведь только в этом случае он вступит в силу. Более того, парламентарии обеих держав уже успели раскритиковать данное соглашение. Камнем преткновения стала противоракетная оборонительная система или ПРО…

СНВ-3: От «А» до «Я»

Итак, новый СНВ сокращает два вида вооружений: ядерные боезаряды и носители ядерного оружия. Что касается ядерных боеголовок, то Россия и США должны уменьшить их количество до 1550 единиц на каждую страну. В настоящее время США располагают примерно 2200 ядерными зарядами, в то время как Россия имеет около 3000 боеголовок.

Еще в прошлом году в этом вопросе стороны не могли придти к компромиссу, США требовала оставить 1500, Россия - 1675 боеголовок. В итоге сошлись на цифре 1550. Но с оговоркой. Дело в том, что договор затрагивает только количество боеголовок, стоящих на боевом дежурстве. Остальные же, так называемые «запасные», лимитированию не подлежат. С одной стороны, теоретически эти боеголовки могут быть в короткие сроки поставлены на боевое дежурство — достаточно будет изготовить для них ракету. С другой же - очевидно, такой сценарий всерьез не рассматривается, иначе компромисс установить бы не удалось.

Поэтому, в каком количестве оставлять в стране стратегический запас вооружения, США и Россия будут решать сами, поскольку без носителей боеголовки представляют непосредственную угрозу фактически только собственной стране — если и взорвутся, то на своей территории.

Кроме того, главная причина, почему в СНВ-3 умалчивается про запасные боеголовки, это отсутствие механизма контроля за их количеством. По словам бывшего начальника Главного штаба РВСН генерал-полковника в отставке Виктора Есина, «все боеголовки хранятся на складах, и прописать максимальное число хранимых боеголовок — значит допустить на свои стратегические склады иностранцев-проверяющих. На это не пойдет ни одна страна».

В то же время новый Договор не предусматривает обмена телеметрическими данными для контроля за его выполнением. Эти данные содержат информацию о количестве боеголовок, стоящих на ракете, ее весе, траектории и другие технические параметры, информацию о которых страны не готовы доверить друг другу.

СНВ-3 лимитирует и количество носителей ядерного оружия. Речь идет о всех типах, включая ракеты для самолетов дальней авиации и подводных сил. Кроме того, договор Медведева-Обамы включает не только развернутые, но и складированные носители ядерного оружия.

В этом вопросе стороны также пришли к определенному компромиссу. Дело в том, что Россия добивалась сократить количество носителей до 500, тогда как США настаивали на 1100. Компромиссной стала цифра 800.

СНВ-3: подводные течения и камни

Главной проблемой для ратификации нового Договора является привязка стратегических наступательных вооружений к стратегическим оборонительным вооружениям. Увязывание СНВ и ПРО – одно из главных требований Кремля, о чем неоднократно заявляли в Москве. В тоже время в Вашингтоне не уставали повторять, что наличие в Договоре темы ПРО сделает невозможным его подписание.

Такой ультиматум заставил Белый Дом и Кремль пойти на хитрость. Обе стороны уверяют, что компромисс был найден благодаря уступкам противоположной стороны. Об этом говорится в соответствующих заявлениях пресс-службы Медведева и Обамы, которые они распространили сразу после обнародования в конце марта сего года параметров нового соглашения.

В сообщении пресс-службы Обамы говорится, что увязки темы СНВ и ПРО в договоре нет. Договор «не содержит никаких ограничений на испытание, развитие или развертывание нынешних или планируемых американских программ ПРО или нынешних или планируемых Соединенными Штатами неядерных наступательных вооружений дальнего радиуса действия», подчеркивается в сообщении правительства США.

В заявлении же, которое распространила пресс-служба Медведева, утверждается, что в договоре по СНВ будет зафиксирована юридически четкая увязка стратегических наступательных и оборонительных вооружений, которой так добивалась Москва. «В юридически обязывающей форме будет зафиксировано положение о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений, — говорится в сообщении, — а также о возрастающей важности этой взаимосвязи в процессе сокращения СНВ».

Правда, позже пресс-секретарь российского президента внесла некую ясность, сознавшись, что слукавил в данном вопросе именно Кремль, поскольку привязки в Договоре к ПРО действительно нет. «В договоре действительно не содержится упоминания о ПРО, но одно не исключает другого. ПРО — это ведь не единственный вид оборонительных вооружений. А взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений там закрепляется», - заявила пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова.

Более того, о том, что США не собирается отказываться от развертывания в Европе третьего позиционного района стратегических оборонительных вооружений, свидетельствует и обнародованная накануне ядерная доктрина США.

Ядерная доктрина США: все только начинается

Накануне подписания Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки Барак Обама обнародовал новую ядерную доктрину США. Она содержит несколько ключевых принципиально новых моментов. Впервые эта программа США направлена не против России и Китая, а против так называемых «стран-изгоев» - Ирана и Северной Кореи.

Во-вторых, США впервые обещают не применять ядерное оружие против неядерных государств, участвующих в ДНЯО, даже если они атакуют Америку с помощью биологического или химического оружия либо предпримут разрушительную кибератаку.
По словам Обамы, этим угрозам можно противостоять с помощью обычных вооружений. Хотя новая доктрина не исключает ядерного возмездия в ответ на атаку с применением бактериологического оружия, если оно достигнет такого уровня, что сможет нанести США серьезный ущерб.

В-третьих, впервые целью ядерной доктрины является отказ США от первоначальной стратегии расширения ядерного арсенала, которой ранее придерживалось американское министерство обороны. Напомним, что ядерная доктрина Буша допускала и превентивные, и избирательные ядерные удары по странам-изгоям или по террористам и в любых других обстоятельствах, когда США сочтут такие действия необходимыми.

Сам Барак Обама в интервью газете The New York Times назвал свою новую ядерную стратегию частью более широкой программы, которая должна убедить правительства мировых держав в непригодности ядерного оружия в качестве аргумента международной политики. По словам президента США, потребностям национальной обороны вполне соответствуют обычные виды вооружений, которые и нужно развивать. Политику своих предшественников в отношении ядерной программы нынешний президент США назвал двусмысленной и считает ее наследием эпохи холодной войны.

Кроме того, новая ядерная доктрина США убеждает экспертов в том, что Обама действительно и дальше будет разоружать Россию. Дело в том, что на следующей неделе в Вашингтоне должен открыться международный саммит по ядерной безопасности, в работе которого примут участие главы 44 государств. Барак Обама уже заявил, что собирается использовать эту встречу для того, чтобы выработать новую международную стратегию по противодействию распространению ядерных материалов. Аналитики считают, что американская администрация на этом саммите постарается заручиться поддержкой государств в войне против Ирана.

По сообщениям The Associated Press, которое ссылается на источники в администрации Обамы, президент США намерен склонить Москву к большему сокращению ядерных вооружений, чем это предусмотрено новым договором об СНВ. Белый дом инициирует переговоры с Россией по сокращению других типов ракет.

В тоже время ядерная доктрина США не содержит тех положений, которых так ожидал Кремль. В частности, она не предполагает вывода с территории европейских государств тактического ядерного оружия. Более 200 американских боезарядов находятся в Бельгии, Турции, Италии, Германии и Нидерландах. Как заявил сам Обама, это вопрос не США, а НАТО.
Больше новостей из этой рубрики
все новости из этой рубрики

Маразмарий

СТЕНКА НА СТЕНКУ