«Обольщение Евы Фольк», Дэвид Бейкер, Издательство Христианского библейского братства св. апостола Павла, Киев, 2010
На обложке книги «Обольщение Евы Фольк» красуется подпись «Роман о христианах в гитлеровской Германии». Нет, этот роман не только о христианах, а обо всей Германии.
Свежий, объективный взгляд на историческое прошлое, призван научить каждого из нас как не допускать трагедий, вроде господства бесчеловечности (под флагом национал-социализма), в будущем.
Работа в немецких архивах, общение с Манфредом Роммелем (сыном фельдмаршала Эрвина Роммеля), ветераном Ваффен СС Йоханом Фоссом и другими очевидцами тех событий позволили американскому писателю Дэвиду Бейкеру написать глубокое историческое исследование в художественной форме. Роман смело может претендовать на место в книжной полке вместе с такими историческими шедеврами, как «Путь НСДАП. Фюрер и его партия» Конрада Гейдена или «Взлет и падение Третьего Рейха» Уильяма Ширера.
В послевоенные годы многие историки и публицисты искали объяснение причин победы идеологии Гитлера в Германии. Одни были убеждены, что секрет успеха лежит в харизматической фигуре Гитлера, другие – в оккультных связях фюрера, третьи – в социально-экономических неурядицах Веймарской республики и т.д. Роман «Обольщение Евы Фольк», на этом фоне, имеет нестандартный (для большинства исторических исследований), но объективный взгляд на события тех лет.
Именно непрощение стало истинным виновником прихода к власти Гитлера, и начала очередной катастрофы. Автор показал, как преднамеренное унижение немецкой нации победителями Первой мировой войны и превращение немцев в изгоев Европы предопределило приход к власти радикалов, сделавших возвращение Германии достоинства – главным пунктом в своей идеологии. Со страниц книги мы узнаем о ненависти чехов, поляков и французов к побежденным. О чем сегодня не особо вспоминают. Эпизод изнасилования французским патрулем двух немецких девушек стал яркой иллюстрацией скотского отношения «победителей».
Перед читателем предстает униженная, раздавленная и разграбленная Германия. Страна, лишенная идеи. Нация, оставшаяся лицом к лицу с трагедией. И даже церковь не могла исполнить функцию «утешителя». Один из немногих критиков национал-социалистов, пастор Пауль Фольк и тот не мог предложить альтернативы, поскольку сам переживал серьезный кризис в семейной жизни и пасторском служении.
Выражаясь словами пастора Пауля, аккуратность немцев превращается в непомерную педантичность, верность – в слепое повиновение, добрые устремления – в навязчивые идеи, а любовь к своим – в крайнюю нетерпимость по отношению к чужим. Обостренная потребность в справедливости и достоинстве, в конечном итоге, привели к приходу Адольфа Гитлера и НСДАП к власти.
Эпиграфы перед каждой главой – отдельная тема для обсуждения. Красноречивые высказывания священнослужителей, лидеров Третьего Рейха, мировых политиков и т.п. разжигают у читателя «голод» перед прочтением очередной «порции» страниц. Например, слова будущего пастора движения сопротивления и христианского мученика преподобного Дитриха Бонхоффера иллюстрируют глубину заблуждений даже духовных отцов Германии: «Вне всякого сомнения, еврейский вопрос – одна из исторических проблем, с которой государство должно разобраться, и, безусловно государство имеет право прокладывать в этом вопросе новые пути».
Автор не идеализирует и не демонизирует Германию. Для объективности он вводит в повествование двух героев-братьев: один из которых является воплощением благородного величественного немецкого духа, а второй – концентрацией всего отвратительного, что могла в себя впитать нацистская идеология. Поэтому первый изначально осторожно относился к «ребятам в коричневых рубашках», а второй – возглавлял отряд «Гитлерюгенда».
Описание умозрений обычного человека ярче всего иллюстрирует общественные настроения. Ева Фольк – простая девушка из немецкой деревушки, которая болезненно переживала за судьбу своей страны и нации (особенно после злополучной встречи с французами). Человек никогда не «страдал» расовыми, этническими и иными предрассудками. Она просто хотела мира и добра для всех немцев.
На фоне морального упадка Веймарской республики юную девушку подкупала христианская риторика и морализаторство лидера НСДАП. Поэтому не случайно у нее промелькнула мысль, что сочетание свастики и креста придает знамени национал-социалистов еще «больше силы». Как молодая немка могла по иному оценить истинные мотивы нацистов, когда увидела «очищенные» от проституток, бродяг и попрошаек немецкие улицы, когда в стране запретили аборты, а в городах навели общественный порядок? Знамена, барабанная дробь, униформа… Все это вызывало у Евы чувство гордости за новую Германию, частью которой она являлась.
Бейкер буквально заставляет читателя, вместе с Евой Фольк, стать поклонником национал-социализма, а затем (опять же с главной героиней) понять преступность гитлеровских идей и превратиться в ярого ненавистника нацистов. Что очень важно, в романе проводится очень четкое размежевание национал-социализма и Германии.
Понимая полноту вины немцев за развязывание Второй мировой войны, невозможно не поддерживать до последней страницы сражение благородного Андреаса за честь своей страны. Хотя он, как и большинство его сослуживцев, к концу войны понял, что его одурачили и ложью заставили «раскатить пир чумы» по всей Европе.
Роман крайне полезен постсоветскому человеку, который воспитан на коммунистических мифах о тотальной бесчеловечности немцев, кровожадной сущности каждого солдата. Если большинство советских книг сеют в наших сердцах ненависть к немцам, злорадство к их унижению (например, в отношении массовых изнасилований советскими солдатами немецких женщин), то книга Дэвида Бейкера вызывает чувства жалости, сострадания к этому народу, который оказался обольщен искусной ложью и находился в неведении. В этой книге перед нами предстает благородный офицер СС Генрих Эрхарт, четко предсказавший будущее своей страны: «если мы проиграем эту войну, то наши методы сразу же окажутся под микроскопом у целого мира, и всему народу придется расплачиваться за злодеяния нескольких человек». По иронии судьбы, он, пережив ужасы восточного фронта, был застрелен примерным нацистом, совестливо внедрявшим идеи Гитлера в жизнь.
Как любой американец, Дэвид Бейкер не смог избежать искушения и закончил свою книгу «хэппи эндом». К чести автора, это не смазливо-сопливая «голливудская» концовка. Она полна драматизма, напряжения: здесь переплетаются стыд, раскаяние, чувство достоинства и любви к своей земле. Последняя страница повествует о рождении ребенка по имени Аксель («отец мира»), что символизирует рождение новой Германии.