Россия неожиданно признала долг перед Беларусью за транзит газа. На прошлой неделе Москва заявляла противоположное – в должниках числился Минск. Столь резкую перемену эксперты объясняют политической подоплекой: на 1 июля намечено подписание соглашения по Таможенному союзу, и в преддверии этого Россия решила сменить кнут на пряник.
В понедельник внезапно оказалось, что не Беларусь должна России за газ, а наоборот, «Газпром» задолжал за транзит газа через белорусскую территорию. А вчера истекли пять дней, которые дал белорусской стороне президент Дмитрий Медведев для урегулирования конфликта по оплате задолженности за российский газ. Долг Беларуси, по подсчетам «Газпрома», составлял $192 млн, а «Белтранасгаз» настаивал на долге в $130 млн. При этом президент Александр Лукашенко заявлял, что у Беларуси вообще нет никакого долга за российский газ.
Потом вдруг Беларусь признала долг за газ, все те же $192 млн, но «оплату предлагает произвести машинами, оборудованием и разными другими товарами». Медведев принимать оплату «пирогами, маслом и сыром» отказался.
Затем в игру вступил вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. Он заявил, что республика погасит свой долг перед Россией, но если Россия вернет Беларуси $217 млн за транспортировку газа.
Но оплатить транспортировку газа «Газпром» не может, полагает официальный спикер «Газпрома» Сергей Куприянов. Не потому, что денег нет, а потому, что Беларусь с начала года не подписывает акт выполненных работ за транзит.
«У «Газпрома» с «Белтрансгазом» один контракт на транзит и поставку газа, но транзит и поставка представляют в нем два разных направления», – напомнил в понедельник Куприянов.
Сегодня же «Газпром» ограничил на 15% ежесуточные поставки в Беларусь (порядка 8,8 млн кубометров за 24 часа) – именно из-за долга. Причем Куприянов заявил, что сокращение на 15% – это только начало.
«Решение по дальнейшим шагам будет приниматься на следующем заседании, которое состоится в 10.00 по московскому времени во вторник», – уточнил представитель «Газпрома». И две недели – срок, за который Беларусь обещала рассчитаться, – «Газпром» ждать не намерен.
Однако у экспертов вызывает сомнение сам факт наличия задолженности «Газпрома».
«Если бы монополия действительно знала за собой долг, она не стала бы так активно давить на беларусских партнеров, – считает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев. – Тем большее удивление вызывает то, что «Газпром» признал этот долг».
Политологи полагают, что причина метаний – Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, соглашение о котором должно быть подписано 1 июля. На прошлой неделе Лукашенко откровенно заявил, что Беларусь подпишет все документы по союзу, если Россия немедленно отменит пошлины на экспорт нефтепродуктов. На тот момент Медведев уже предъявил Минску газовый ультиматум, и по этой причине эскападу Лукашенко эксперты расценили как начало торга, предшествующего заключению договора о Таможенном союзе. Судя по всему, сегодняшний обмен ударами между Минском и Москвой – очередной акт торгов.
«Россия очень резко перешла от политики кнута к политике некоего подобия пряника, – говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Это весьма странно, так как еще на прошлой неделе российская сторона отрицала наличие долга за транзит».
По версии Макаркина, это могло быть вызвано тем, что Кремль хочет дать понять Минску, что Россия готова к диалогу на тему Таможенного союза и уже обозначила свою «торговую позицию».
При этом про кнут Москва тоже не забывает. Владимир Путин уже заявил, что без беларусского транзита Россия обойдется – газовые потоки могут быть направлены через Украину, через которую и так идет 80% российского экспорта газа. Украина Россию поддержала, выразив полную готовность принять в свою газотранспортную систему еще большие объемы «голубого топлива».
Так или иначе, окончательно ситуация разрешится только 1 июля, когда Беларусь должна будет сделать свой выбор.
По материалам
Газета.ru