В воскресенье Польша будет выбирать президента. В стране звучат последние обвинения, обещания и клятвы. Вчера кандидаты в президенты Ярослав Качинский и Бронислав Коморовский во второй раз скрестили шпаги в прямом эфире во время теледебатов, которые стали апогеем предвыборных боев за президентский пост в Польше.
Построение теледебатов базировалось не на вопросах кандидатов друг к другу, как обычно, а на их ответах ведущим польским журналистам, которые представляли различные СМИ страны.
Кандидаты должны были ответить на 9 вопросов, которые касались внешней политики, экономики и социальной сферы. Как и следовало ожидать, дебаты стали острой дискуссией, переходящей время от времени в спор и обмен обвинениями друг друга во лжи. Но в целом действие было спокойным и размеренным. Ни тебе драк, ругани, или даже крика… Тихо, по-европейски…
Обозреватели уже успели заявить, что «плюсик» себе может поставить Ярослав Качинский, имиджмейкеры которого основательно поработали после буквально провальных теледебатов в прошлое воскресенье. Тогда экс-премьер сильно нервничал, не зная, куда девать руки, и ерзал на стуле. А его сторонники успели заявить, что телевидение просто хочет «похоронить надежды Качинского».
Во время же вчерашних теледебатов Качинский показал себя более убедительно. Он выглядел более активным и лучше подготовленным: активно жестикулировал и даже пробовал улыбаться, пару раз даже перешел на «ты». Хотя, было заметно, что ответ на первый вопрос Качинский прочитал с карточки.
Успехи Коморовского во время теледебатов кажутся сомнительными. Несмотря на его сарказм и умение парировать уколы противника, его раскритиковали за неопытность и неуверенность. Спикеру явно не хватало практики общения в подобных условиях. Он заметно волновался и напоминал студента, который пришел на лекцию к профессору.
Оба кандидата нашли, чем позабавить зрителей польского телевидения. Так, например, Коморовский рассказывал, что у него пятеро детей и он умеет вести домашнее хозяйство, поэтому будет хорошим президентом. В ответ Качинский заявил, что, возможно, его оппонент дома и справедливый, но в политической жизни он отстаивает либеральные взгляды, а либерализм себя скомпрометировал.
Во время дебатов Коморовский неоднократно акцентировал внимание на том, что он всегда выступает за поиск путей согласия и сотрудничества и является противником ненужной конфронтации, чем прославился его оппонент. В.о. президента припомнил телезрителям, что именно он создал внепартийный Совет национальной безопасности, а на его председателя предложил бывшего премьера, представителя левых сил.
«Не нужно заканчивать политических войн, если их не начинаешь. Не нужно извиняться за то, что было жестким в политике, если при этом политика была нормальной», - заявил Коморовский.
На обвинение Коморовского о сотрудничестве с Лехом Валенсой Качинский ответил уклончиво: «Протяну руку каждому, кто ведет себя согласно с польской культурой».
Но Коморовский не отставал, припоминая своему оппоненту, что Качинский, будучи при власти, только рассказывал о своих планах, которых никогда не мог реализовывать. «Мы не от планирования, мы от действия», - постоянно повторял как лозунг спикер.
Острую дискуссию между кандидатами спровоцировала тема наводнения. Качинский обвинил своего соперника в безответственности, ссылаясь на его слова, что тот «с радостью ездит с визитами в места наводнений». Коморовский отпарировал иносказательно, вспомнив слова заместителя министра внутренних дел Людвика Дорна, который «заявил, как и Чимошевич когда-то в 1997 году, что люди строят там, где не нужно».
Обменялись обвинениями кандидаты и обсуждая такие болезненные темы как здравоохранение и образование.
«Уровень неправды, который пан демонстрирует, является небывалым», - заявил Качинский в ответ на обвинения в просчетах при проведении реформы здравоохранения. На что Коморовский предложил ему съездить в Плоцк и побывать в местной больнице приватизированной однопартийцами Качинского. «Пусть пан туда съездит, посмотрит и посотрудничает в сфере реформирования здравоохранения», - с сарказмом предложил Коморовский.
Повздорили кандидаты и обсуждая тему образования. Камнем преткновения стало повышение зарплаты для учителей. Один говорил, что они получили больше 30%, другой утверждал, что меньше.
Зато оба похвалились успехами в хозяйствовании. Экс-премьер - что имел самый маленький дефицит общественных финансов, спикер - что его партия сохранила страну перед кризисом.
Качинский хорошо выглядел, когда говорил об экономическом развитии, которое требует совершенствования судебной системы, инфраструктуры и бизнес-среды по образцу «ustawy Wilczka» в 1989 году. Напомнил, что его правительство снизило налоги.
Коморовский же заявил, что у него есть свидетельства Казимежа Марцинкевича, что это он как премьер-министр снизил налоги, а не премьер-министр Качинский. «Неправда, налоги снизила Жита Гиловска» (министр финансов в правительстве обеих премьеров) – парировал Качинский.
Оба кандидата высказались против обязательного повышения пенсионного возраста.
Актуальной была и тема вывода войск из Афганистана. В частности, Ярослав Качинский заявил, что с Афганистана нужно уходить. По его словам, «это станет возможным к концу моего президентства». «Но это на 3 года больше, чем предлагаем мы», - заявил Коморовский. (Спикер в своих предвыборных обещаниях неоднократно заявлял, что сделает все, чтобы польские войска покинули Афганистан до конца 2012 года, –
RUpor).
Повздорили кандидаты и относительно независимости во внешней политике. Коморовский пообещал, что будет проводить ее самостоятельно, а не по формуле «Господин премьер, задание выполнено!». На что Качинский припомнил оппоненту, что тот уже задекларировал покорность Туску (премьер Польши, -
RUpor)
В конце теледебатов оба кандидата демонстративно подписали экземпляр конституции о сборе помощи жертвам наводнения под ярким названием «Согласие объединяет, потому что Польша – важнее всего».
После обсуждения Коморовский признал, что соперник был лучше, но он все же победил. Качинский в долгу не остался. «Я имел возможность сказать несколько слов правды», - резюмировал он.
По материалам
Gazeta Wyborcza