В ДЕТАЛЯХ
2010.11.22
Алексей Романюк: «Болтовней избирателей уже не обманешь. Нужно что-то делать»
С расчетами за коммунальные услуги мы вообще имеем парадоксальную ситуацию. Налоги наши предприятия платят не тогда, когда получили средства от потребителя, а в момент начисления суммы, которую потребитель должен оплатить за услуги. Оплатит ли он ее вообще, никто не знает. Кроме того у руководителей нет достаточных рычагов влияния на злостных должников. Вместо того, чтобы предоставлять качественных услуг потребителям, и руководство, и технический персонал, вынуждены разными методами «выбивать» оплату из квартиросъемщиков и разных учреждений, или днями просиживать в судах…
Возможна ли в Украине приватизация жилищно-коммунального хозяйства бизнес-структурами и к чему она приведет; как своевременно получать расчеты за коммунальные услуги и какие новые рычаги влияния на злостных должников нужны в государстве; и нужны ли Украине «карательные службы» по выбиванию долгов с населения. Об этом и много другом шла речь во время очередного съезда профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства, местной промышленности, бытового обслуживания населения Украины. Об основных проблемах и чаяниях работников этой сферы обслуживания в интервью с председателем отраслевого профсоюза Алексеем Романюком.
Алексей Иванович, расскажите о самом актуальном и самом тяжелом в Вашей работе за последние несколько лет?
В работе профсоюзного работника на первом месте всегда были и, я уверен, что еще будут долго – вопросы достойной заработной платы. А для Украины, для отраслей, которые объединяет наш профсоюз, не менее актуальным и острым является еще и проблема своевременной ее выплаты. В отчетном периоде долг по заработной плате нашим работникам колебался от 10 до 120 млн.грн. и был своеобразным показателем отношения той или другой власти к нашим отраслям, к нашим работникам. Ведь наша основная отрасль – жилищно-коммунальное хозяйство хотя и не относится к бюджетной, но в финансовом плане значительно зависит от центральных и местных органов власти. И обычно, - от потребителей наших услуг. А это и население, и промышленные предприятия, и госучреждения, и другие организации. Все вместе они задолжали нашим предприятиям свыше 12 млрд. грн.
Конечно, проблемы задолженности с выплатой заработной платы есть практически во всех отраслях. Но в чем заключается особенность и сложность работы нашего профсоюза. Если в производственной сфере профсоюзные органы знают, что претензии относительно заработной платы необходимо предъявлять к владельцу предприятия или его уполномоченному, а в бюджетной – к соответствующим министерствам или Минфину и Кабинету Министров, то в жилищно-коммунальном хозяйстве понятие работодателя достаточно размыто. В основном руководители наших хозяйств это контрактники местных органов власти, с большим диапазоном обязанностей и практически без любых прав чего-то требовать для предприятия, для трудового коллектива.
Центральный комитет профсоюза и я лично одно время настаивали на том, чтобы председатели профкомов не входили в положение работодателя, а принципиально требовали от них выполнения обязательств колдоговоров, инициировали трудовые споры и и другое. Однако впоследствии мы свою позицию несколько изменили, поскольку рекомендованные нами действия не приносили позитивный результат.
Почему, если не секрет?
Жилищно-коммунальные предприятия в основном предоставляют услуги, хотя в отдельных подотраслях это скорее продукция, чем услуга. Скажем, воду наши водоканалы сначала закачивают из водоемов или из скважин, потом ее очищают и подают по трубопроводам потребителям. Фактически это тоже продукция. Но цену или тариф на нашу продукцию и услуги устанавливают не сами предприятия-производители, а местные органы власти. И вот здесь и начинаются наши наибольшие проблемы. Десятки государственных и общественных институций держат под неослабным контролем, если бы чего лишнего не попало в цену или тариф наших услуг. Ни о какой прибыли или социальных пакетах не может быть и речи. Но даже десятки раз проверенные тарифы могут быть не утверждены, потому что начинаются политические игры. На «беспокойстве» о населении зарабатывают имидж представители оппозиции и разных общественных организаций.
Мы через законодательство добились, чтобы в случае утверждения заниженного тарифа государство компенсировало нашим предприятия разницу. Но в бюджете никогда этих средств не хватает.
Аналогичная ситуация имеет место и в расчетах государства за выполненные нашими предприятиями услуги и обслуживания значительного количества потребителей, которым государство установило льготы по оплате коммунальных услуг, или полностью освободило от их оплаты. Сегодня городским электротранспортом безвозмездно пользуются больше 60 процентов пассажиров. А покрываются из Государственного бюджета потери трамвайных и троллейбусных депо не более чем на 50 процентов. Это приблизительно полмиллиарда гривен потерь ежегодно. Крайних нет. Минфин отвечает нам, что в государства средств больше нет и все, что предусмотрено в бюджете они исправно отдают, местные органы также средств не имеют и, вообще, считают, что они не обязаны рассчитываться за льготников, которым льготы установило государство. Министерство труда и социальной политики, которое должно искать и предлагать выход из критической ситуации, лишь разрабатывает стратегические многолетние планы по этому поводу. А «отдуваются» за бездеятельность государственных мужей руководители наших предприятий и работники, которые не получают заработную плату иногда шесть и больше месяцев.
А с расчетами за коммунальные услуги мы вообще имеем парадоксальную ситуацию. Налоги наши предприятия платят не тогда, когда получили средства от потребителя, а в момент начисления суммы, которую потребитель должен оплатить за предоставленные услуги. Оплатит ли он ее вообще, никто не знает.
Кроме того у руководителей нет достаточных рычагов влияния на злостных должников. Вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности по предоставлению качественных услуг потребителям, и руководство, и технический персонал, а не редко и рабочие вынуждены разными методами «выбивать» оплату из квартиросъемщиков и разных учреждений, или днями просиживать в судах.
А почему местные органы власти не создают для этого специальную службу?
Не барское это дело, ходить по квартирам и встречаться с разными квартиросъемщиками. Им удобнее работать по старому принципу - «Я начальник, а ты думай..»
Кстати большинство вопросов, которые касаются нормального функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства должны решать между собой местные и центральные органы власти, а не руководители наших предприятий, и, никоим образом – профкомы или рядовые работники.
Однако в реальной жизни все выходит далеко не так.
Понимая, что деятельность профсоюза зависит от жизнедеятельности предприятий и Центральный комитет и другие выборные органы уже не считаются кто, и чем должен заниматься.
Выходит как у Ленина, повариха управляет государством?!
Да. Но в нашем случае это по большей части водители трамваев и троллейбусов, слесари, электрики, сантехники, дворники и другие рабочие.
Мы всячески сдерживали негативные процессы. Обращали внимание органов власти на критическое состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, на убыточность большинства предприятий и другие острые проблемы, которые не давали нормально функционировать отрасли и негативно отражались на качестве обслуживания населения.
Из арсенала наших действий мы использовали практически все – начиная от социального диалога, обращений, требований ко всем ветвям власти, объединения усилий профсоюза, с отраслевыми объединениями, проведения отраслевого Форума, и заканчивая - Всеукраинской акцией протеста под стенами Кабмина. В отдельных городах возникали стихийные забастовки и голодные бунты.
С начала финансового кризиса мы неоднократно предлагали предыдущему правительству, по примеру некоторых стран мира, сконцентрировать часть государственных средств, внутренних и внешних заимствований, на развитие инфраструктуры населенных пунктов, обновления, и модернизацию инженерных коммуникаций, городского транспорта, строительство дорог, мусороперерабатывающих заводов, что могло дать толчок для развития промышленности, химической, строительной, и других отраслей, способствовало бы активизации всей финансово-экономической системы нашей страны, увеличению рабочих мест, наполнению государственного бюджета и социальных фондов. К сожалению предложения нашего профсоюза не были учтены при формировании антикризисных мероприятий.
А какое отношение к жилищно-коммунальной отрасли нынешнего правительства?
Однозначно на этот вопрос мне трудно ответить. Ведь я в профсоюзе работаю не один десяток лет и уже не раз убеждался в том, что авансом давать оценки не стоит никому.
Однако уверенно могу сказать о том, что изменения, которые состоялись в высших эшелонах власти, – избрание нового президента, назначение нового правительства является следствием значительных просчетов и непрофессионализма в управлении экономикой государства предыдущей власти, включая и жилищно-коммунальную сферу.
И это предупреждение для тех, кто при власти сегодня?
А почему и нет. Пусть все делают из этого выводы, независимо от политической расцветки. Пустой болтовней сегодня избирателей уже не обманешь. Нужно что-то делать.
Существенных сдвигов в отрасли в 2010 году пока что не состоялось и возможно это действительно связано со значительным дефицитом Государственного бюджета 2010 года. В то же время мере настораживает то что, даже после достаточно жестких поручений премьер-министра и Президента Украины относительно погашения задолженности по заработной плате эта проблема еще не решена. Определенное снижение есть, но в установленные сроки вся задолженность не погашена. Невыполнение поручений наивысших должностных лиц государства – это уже предмет для размышлений?! Будет так и дальше или мы все-таки когда-то избавимся от этого позорного явления.
А вот намерения правительства и законопроекты, которые в настоящий момент готовятся, а некоторые уже рассматриваются в Верховной Раде, прогнозы относительно тарифной политики, финансовой поддержки жилищно-коммунального хозяйства вселяют в нас определенный оптимизм.
В этом году сформировалось Всеукраинское отраслевое объединение работодателей, которого нам так не хватало в отчетном периоде, и обязанности какого не раз профсоюзные органы брали на себя при решении разных хозяйственных вопросов, на разных ступенях власти. Мы накануне подписали с Работодателями и Минжилкомунхозом Меморандум о сотрудничестве, новое Отраслевое соглашение до 2012 года и надеемся, что совместными усилиями всех сторон социального треугольника мы сумеем поднять на надлежащий уровень престиж жилищно-коммунальной отрасли.
В своих амбициозных планах мы рассчитываем, также, на поддержку Федерации профсоюзов Украины и не только потому, что являемся одной из ее членских организаций. Просто наши интересы и интересы всех членских организаций, всех членов профсоюзов в этом деле тесно переплетаются.
Однако главное заключается в том, чтобы каждый граждан сегодня имел доступ к той или другой жизненно важной услуге; чтобы урезая фонды оплаты труда предприятиям жилищно-коммунального хозяйства мы не остались без специалистов, которые выполняют эту достаточно нелегкую и не всегда приятную работу; чтобы экономя сегодня тысячи, государство не тратило завтра из Государственного бюджета (читай – из наших карманов) на ликвидацию последствий аварий подобных Харьковской, Алчевской и другие - миллионы, а то и миллиарды гривен.
Как Вы относитесь к частным структурам в жилищно-коммунальном хозяйстве, к приватизации общественного сектора обслуживания?
В основном негативно. И не потому, что я рос и формировался как личность в советской системе. И даже не потому, что частники, особенно, в Украине, не очень «любят» профсоюзы.
Главное заключается в том, что я хорошо осведомлен с последствиями приватизации сферы общественного обслуживания во многих странах мира. А просветили меня и наш профактив по этим вопросам наши коллеги международного профобъединения - Интернационала общественного обслуживания, которое насчитывает в своих рядах свыше 20 миллионов членов профсоюзов из 150 стран мира и в которое мы вошли еще в 1994 году. Они нас предупреждали о негативе, связанном с разгосударствлением общественного сектора экономики. Кроме того, мы уже имеем и свой горький опыт приватизации отдельных наших предприятий в АР Крым, г. Киеве, Одесской, Черкасской, Полтавской, Луганской и других областях. Даже неполная приватизация, а акционирование – приводит к тому, что достаточно часто ловкие дельцы, скупив за безценок (не без помощи чиновников) контрольный пакет акций отраслевых предприятий, начинают с того, что распродают имущество, социальные объекты и землю, повышают тарифы, вытесняют «неудобных» работников, ликвидируют профсоюзные организации или ставят своих председателей профкомов, снижают зарплату и игнорируют другие колдоговорные положения.
К сожалению, сегодня и на государственном уровне под благовидным предлогом беспокойства за качество услуг и создания конкурентной среды в сфере предоставления коммунальных услуг отстаиваются далеко не государственные, а бизнес интересы.
Позиция мирового профсоюзного движения сегодня такова - привлечение частного капитала для развития коммунальной инфраструктуры возможно, если государство и местные органы действительно не имеют для этого достаточных средств. Но контрольный пакет должен оставаться у государства или муниципалитетов. В социально ориентированных странах общественное обслуживание вообще не имеет целью получение прибылей. Его основная задача - качество и доступность воды, теплообеспечение, врачебные и другие самые необходимые услуги для любого человека, независимо от его состояния и социального статуса. А поскольку по Конституции мы претендуем именно на такое государство, то и позиция наша полностью совпадает с мировой - профсоюзной.
Общее количество просмотров: 2421
Больше новостей из этой рубрики
Читайте Также
все новости из этой рубрики