Глава белорусского государства Лукашенко утверждает, что его спецслужбы раскрыли дело о взрыве в минском метро. Он полагает, что ему известны также заказчики – их, по его мнению, следует искать среди оппозиции, в «пятой колонне» Запада. Его борьба с противниками режима становится все более ожесточенной.
Без Коли - своего любимого сына, рожденного вне брака от давно уже изгнанной женщины, выполнявшей одно время функции личного врача, - Александр Лукашенко больше из дома не выходит. Этот мальчик сопровождает его во время государственных переговоров, посещений предприятий и аудиенции у Папы в Риме.
В понедельник на прошлой неделе Коля опять был рядом - спустя два часа после взрыва бомбы на станции «Октябрьская» минского метрополитена этот шестилетний мальчик вместе со своим отцом - оба в черном, у обоих серьезное выражение лица - пришли на еще залитую кровью платформу. Молча они возложили гвоздики и почтили память 13 погибших в результате взрыва.
Лукашенко - одинокий человек, поэтом он постоянно демонстрирует свою любовь к сыну. Но одновременно он является также одаренным актером и демагогом, и поэтому он придумал для него государственную роль - сильный человек с маленьким мальчиком - это так трогательно! Люди думают, что для такого человека самое главное - порядок и стабильность.
Вопрос только в том, что это за порядок? Спокойная ситуация в Беларуси «нас усыпила», заявил в прошлую среду Лукашенко, обращаясь к своему народу. Однако на этот раз сотрудники спецслужбы КГБ сработали «блестяще» - преступники, совершившие взрыв в метро, задержаны и дают признательные показания. Речь идет о токаре и электрике из провинции, пишет немецкая Der Spiegel.
«Блин! - восклицает один из удивленных белорусских блогеров. - В 21 час их схватили, а в пять часов утра они уже полностью признались в совершении всех взрывов в последние годы. Должно быть, применялась специальная техника допроса. Не ожидает ли нас теперь белорусский 1937 год - год, когда в Москве проходили показательные процессы против мнимых противников режима?»
Исключить этого нельзя, хотя есть основания считать, что у предполагаемых преступников не было никаких политических мотивов. Лукашенко уже объявил о том, что он хочет сделать ставку «на строжайший порядок и организованность». Вызванные в Минск полицейские подразделения пока остаются в городе. Все эти «разговоры о демократии, которые нам хотят навязать», являются абсурдными, и заказчиков этого взрыва, как и его идейных вдохновителей, следует искать, по его словам, среди представителей «пятой колонны».
Говоря о «пятой колонне», Лукашенко имеет в виду оппозицию. После президентских выборов, состоявшихся 19 декабря прошлого года, именно на нее направлен весь его гнев. Десятки тысяч демонстрантов, в том числе большинство оппозиционных кандидатов в президенты, пришли в тот день к дому правительства для того, чтобы выразить свой протест против фальсификации итогов голосования и потребовать отставки Лукашенко. Сам автократ в тот день обеспечил себе результат в 79,7% голосов.
Бойцы спецподразделений жестоко расправились с демонстрантами, и по меньшей мере 100 человек получили ранения, а 700 участников акции протеста были арестованы. Его люди «за семь с половиной минут восстановили порядок», хвастался позднее президент Беларуси.
Тем сложнее представить себе то, что произошло потом.
Сразу после демонстрации Лукашенко приказал задержать семь из девяти кандидатов в президенты, выступавших против него. Двое из них все еще сидят в тюрьме, других отпустили, но они находятся теперь под домашним арестом или их заставили сотрудничать со спецслужбами. Один из кандидатов сообщил о том, что в КГБ над ним издевались, его также унижали, после чего он был вынужден искать себе убежище в Чехии.
Теперь непрерывно работают жернова судебной системы. Многие из участников демонстрации, организованной 19 декабря, получили по три с половиной или по четыре года тюрьмы, а процессы против кандидатов в президенты начнутся уже в ближайшее время. Вот тогда-то и «будут сведены счеты с оппозиции», замечает один из западных дипломатов.
Тем временем разрушены мосты между Белоруссией и Западом - в знак протеста против несправедливого обращения с противниками режима Евросоюз ввел запрет на въезд для 177 белорусских политиков, судей, прокуроров и журналистов. Лукашенко в ответ заявил, что визиты западных политиков нежелательны.
По телевидению он обрушился с критикой на «гомосека» Гидо Вестервелле, который вместе с польским министром иностранных дел посетил Минск незадолго до выборов и обещал ему поддержку. Если «нас пытаются теперь напугать санкциями - никаких проблем», - заявляет Лукашенко. - В таком случае «мы станем Чечней Запада».
Разумеется, в мире уже привыкли к определенным эксцентричным действиям 56-летнего Александра Лукашенко, который уже в течение 17 лет правит в Минске. Однако, начиная с декабря, этот бывший директор совхоза, сохраняющий в центре Европы социализм, ведет себя загадочно, и Запад не понимает, как с ним следует себя вести.
И может ли последний взрыв в метро иметь со всем этим какую-то связь?
На эти вопросы бывший кандидат в президенты Виталий Рымашевский из соображений осторожности пока не хочет давать ответ. С этим 36-летним инженером-строителем и председателем Христианско-демократической партии мы встречаемся в кафе недалеко от Площади Победы. Здесь он работает над своим сайтом в интернете и отправляет электронные письма.
Рымашевский был арестован ночью 19 декабря в отделении скорой помощи одной из больниц. Боец элитного подразделения ОМОН нанес ему во время демонстрации удар резиновой дубинкой по голове, и после этого ему нужно было получить медицинскую помощь.
Его поместили в печально известную «американку» - следственную тюрьму, расположенную за зданием КГБ. «Тюрьма была переполнена. Я оказался в камере, в которой уже сидел подполковник и бывший директор завода. Кроме матрасов там ничего не было», - рассказывает Рымашевский, которого освободили через десять дней. Теперь он должен каждый день приходить в главное здание КГБ для того, чтобы знакомиться с материалами обвинения - 14 томов он уже прочитал.
Так называемый штурм правительственного здания был «провокацией», - говорит Рымашевский. - Марш к этому зданию не был предусмотрен, мы хотели направиться к резиденции Лукашенко. Однако между кандидатами в президенты не было никакой солидарности», и кто-то развернул колонну в другую сторону.
Олег Манаев не устает повторять то же самое. «Я все время говорю этим людям из оппозиции: «Вы же не хотите Лукашенко с камнем на шее повесить на мосту? Вы должны через выборы прийти к власти, и в таком случае вам надо говорить с людьми. С народом». Но именно этого пока не делает оппозиция, и в результате ее никто не знает. Поэтому Лукашенко может ее безнаказанно бичевать и бросать за решетку ее представителей».
59-летний профессор Манаев является один из наиболее известных белорусских социологов. В течение многих лет он возглавлял в Минске Независимый институт социально-экономических и политических исследований, который в 2005 году был закрыт по решению Верховного суда, а его директор был вынужден уехать в Литву. Сейчас Манаев продолжает преподавать в Минском государственном университете, но ему там мешают работать, а ректор требует, чтобы он уволился. 130 ученых со всего мира выступили против притеснений в отношении Манаева.
За Лукашенко, по мнению минского социолога, проголосовали 58% тех, кто пришли к урнам в тот день, то есть на 20% меньше, чем по официальным данным. «Но это означает, - подчеркивает Манаев, - что Лукашенко мог бы одержать победу на этих выборах, не прибегая к «перераспределению» 1,3 миллиона голосов и не устраивая массовых репрессий».
Белорусы не подходят для совершения революции, утверждает Манаев, комментируя полученные данные, они боятся перемен, и поэтому готовы мириться с Лукашенко. По мнению Манаева, сейчас люди живут относительно неплохо, и они приписывают это своему главе государства. Их раздражает интеллектуальная незрелость и жестокость режима, однако в оппозицию они уже давно не верят.
Но тогда возникает вопрос - а почему Лукашенко в таком случае после 19 декабря так ожесточенно выступает против своих противников?
Социолог Манаев приводит три причины: Лукашенко, контролирующему все в стране, надоели вечные упреки оппозиции, и он направил против нее весь свой гнев. Во-вторых, он должен учитывать интересы судебной системы, спецслужб и полиции, то есть тех людей, с точки зрения которых действия противников режима перед выборами зашли слишком далеко.
И, в-третьих, Лукашенко, как считает Манаев, как раз за десять дней до выборов решил главную проблемы - его почти конспиративная поездка в Москву, состоявшаяся 9 декабря, и встреча с президентом Дмитрием Медведевым спасли Белоруссию от экономического краха, по крайней мере, на некоторое время.
По материалам
Inosmi.ru