Не трудно себе представить, что главный аэропорт страны априори является объектом, владеть которым выгодно. И выгодно для любого бизнесмена, ведь «Борисполь» сам по себе является «машиной» по генерированию прибыли. Но вот незадача - он до сих пор находится в государственной собственности. Правда, как показывает украинская бизнес-практика, это не преграда. Схемам, благодаря которым наживались раньше, и что еще печальнее - продолжают наживаться на государственной собственности, и при том одни и те же люди, позавидовал бы сам «великий комбинатор».
Но прежде, чем раскрыть сами схемы стоит сказать пару слов о главных действующих лицах. Нынешний генеральный директор аэропорта «Борисполь» Сергей Гомбалевский (назначен на эту должность 31 марта 2014 года). Считается, что назначение гендиректором «Борисполя» Сергея Гомболевского пролоббировано Андреем Иванчуком, человека приближенного к премьеру Арсению Яценюку. А не решением нынешнего министра инфраструктуры Максима Бурбака, который продвигал другую фигуру, Бориса Шахсуварова. К слову, Андрея Иванчука уже давно называют «серым кардиналом» министерства инфраструктуры, который решает если не все, то очень многие вопросы в «Борисполе», в то время как министр для этого государственного предприятия фигура, увы, номинальная...
Главный экономист аэропорта - Наталья Гомбалевская. Правда согласно новому антикоррупционному законодательству, супруги не могут работать на руководящих должностях одного и того же государственного предприятия. И для того, чтобы Наталья Гомбалевская смогла занять доходную должность в аэропорту была упразднена должность заместителя гендиректора по финансам, а функциональные обязанности были переданы главному экономисту аэропорта. Еще одна знаковая для «Борисполя» фигура - Борис Шахсуваров, советник гендиректора аэропорта. Именно ему пророчили должность гендиректора аэропорта после смены власти, однако давление общественности и тот факт, что последний является гражданином России, помешали этому назначению.
Старожилы главного аэропорта страны рассказывают, что с 2000 по 2011 год коррупционные схемы проводились через отдел материально-технического снабжения аэропорта, который тогда подчинялся Н.Гомбалевской. Один из примеров - закупки автомобильного топлива для специальной автомобильной и другой техники. Его закупали у компании «Контраст», владелец которой, Евгений Игнатов, по «странному» стечению обстоятельств был соседом семьи Гомбалевских по даче.
Не последнюю роль в том, чтобы история «Борисполя» медленно, но уверенно превращалась в «Этюд в багровых тонах» сыграл и Борис Шахсуваров. В свое время он имел непосредственное отношение к долгосрочному планированию развития «Борисполя», а в 2010 году стал генеральным директором аэропорта. Именно в 2010 году в «Борисполе» был открыт терминал «F». На его строительство потратили 370 миллионов гривен из госбюджета. Сейчас терминал закрыт. И что самое интересное - проект этот изначально был обречен на провал. Об этом свидетельствуют цифры: даже по самым оптимистическим прогнозам в год услугами «Борисполя» могут пользоваться не более 12 миллионов пассажиров, плановая пропускная способность терминала «D» составляет 15 миллионов пассажиров в год, наибольший зафиксированный пассажиропоток наблюдался в 2012 году и составил 8,487 миллионов человек, а в 2013 году «Борисполь» принял 7,93 миллиона человек. Мог ли Борис Шахсуваров не знать о том, что деньги на терминал «F» будут в итоге потрачены впустую? Едва ли. Более вероятный вариант, и об этом свидетельствуют новые факты - терминал был лишь очередной схемой, благодаря которой деньги из бюджета перетекали в карманы частных лиц.
Но все описанные выше случаи - история. Изменилось ли что-то после того, как владельцы «золотого батона» успешно бежали в Россию? Факты, к сожалению, указывают, что второе пришествие четы Гомбалевских к бориспольской «кормушке» ничем не отличается от первого. Выступая перед работниками во время вступления на должность генерального директора аэропорта С.Гомбалевский утверждал, что никаких сокращений не будет. Однако слова его разошлись с делом. В апреле персоналу объявили, что 25% сотрудников аэропорта будут сокращены. Казалось бы, сокращение можно списать на сложную политическую и экономическую ситуацию в стране и пр. Да, можно было бы, если бы не одно «но» - в «Борисполе» параллельно с сокращением рядовых сотрудников, начали вводить новые руководящие должности. Для сравнения, заместитель генерального директора «Борисполя» получает 25 тыс. грн, советник генерального директора - 20 тыс. грн, профильный директор - 15-16 тыс. грн, инженер - 5 тыс. грн, а обычный рабочий - 3 тыс. грн. Поэтому экономия средств явно не является причиной «урезания» штата государственного предприятия.
Еще один факт, который точно должен был бы заинтересовать уполномоченные органы - стоянки возле терминалов «D» и «F» переданы в аренду фирмам, подконтрольным Шахсуварову и Гомбалевскому, и это не взирая на то, что эти стоянки приносят чистую прибыль. Еще одна интересная компания, с которой государственный аэропорт заключил договор - фирма «Инвайт». Фактически эта фирма использует имущество аэропорта, получая от этого прибыль. По подсчетам компетентных лиц, аэропорт только от деятельности этой компании теряет около 1 млн грн в год. А компания «Кребо», которая занимается топливом в аэропорту и одним из основателей которой является Борис Шахсуваров, как оказалось, корнями уходит в Россию, и все свои кредиты брала не у кого-нибудь, а у банка «ВБР» (банк владельцев пресловутого «золотого батона»).
Вообще же фирмы-прокладки для «Борисполя» - далеко не новость. Чего стоит один вопиющий инцидент, о котором недавно стало известно общественности. Схема примитивная до нельзя, и позволяет ежегодно недоплачивать в бюджет десятки миллионов гривен. В 2011 -2012 годах аэропорт «Борисполь» заключил договора на предоставление услуг по упаковке багажа с семью фирмами, зарегистрированными, как субъекты предпринимательской деятельности (СПД). Примечательно, что соответствующего оборудования эти фирмы не имели и все арендовали его у ООО «Скайленд», зарегистрированного в Борисполе. Теперь еще один нехитрый подсчет: «Борисполь» ежедневно обслуживает около 8 тысяч человек, услуга упаковки багажа стоит 40 гривен за чемодан. Пускай, каждый пятый пассажир пользуется этой услугой. Выходит, что прибыль от точек мобильного оборудования для упаковки составит в среднем 23 миллиона гривен в год. Проверка деятельности ООО «Скайленд» установила, что за девять месяцев роботы в 2011 году, его доход составил мизерные тысячи.
Последний факт послужил основанием для отправки Ассоциацией защиты прав граждан открытого письма в Генеральную прокуратуру. И это открытое письмо - далеко не первая (а уже третья) попытка привлечь внимание к ситуации в «Борисполе», поскольку очевидно, что руководство главного аэропорта страны с коррупцией не борется и бороться не намерено. Никакой реакции пока не поступило ни от правоохранительных органов, ни от Мининфраструктуры. Что наводит на мысль о том, что количество заинтересованных в этих схемах лиц может быть больше, чем описанная выше троица. И действительно - уже установлено, что свои схемы упаковщики реализуют под «крышей» компании «БФ Групп», владельцем которой является Леонид Юрушев (спонсировал «Фронт перемен» А. Яценюка). А один из основателей «БФ Групп» не кто иной, как Владимир Яценюк, троюродный брат нынешнего премьер-министра. Услышат ли Ассоциацию защиты прав граждан в Генпрокуратуре - вопрос открытый, как и то, будут ли устранены вышеописанные коррупционные схемы, или же новые власти продолжат «печь золотые батоны».
По материалам
Комментарии