Наследие Яценюка: несколько слов о полузабытом постановлении Кабмина, которое нарушило Конституцию Украины, но его пытаются выполнить
Аспект моральный
То-то оправдывался недавно киевский мэр Виталий Кличко…Читатель помнит: вдруг ни с того, ни с сего в местных и не только, СМИ начали усиленно бормотать что-то о «проверках причины излишнего расходования воды в квартире, связанных с необходимостью проверки режима регистрации…» Как-то так это формулировалось. Прямо скажем – неуклюже формулировалось, потому что в гражданской среде украинцев немало осталось ещё доживать век «битых» институтом советской прописки, который не только всем плеши проел. Он и судеб немало поломал, поскольку именно отсутствие прописки или невозможность её получить в том или ином городе могло стать причиной и семейных расстройств, и повлиять на судьбу отдельного человека. Или всё вместе: юноша приехал в Киев, отучился, а на работу в столице не устроиться, пока либо не женишься, (хотя бы фиктивно!) либо не дашь дурную взятку в паспортном столе…
И женились. И на лапу инспектриссе паспортного… И штрафы платили, и по тюрьмам сидели. Потому что в СССР прописка была не просто инструментом «контроля и учёта» населения, чтобы оно, население, не моталось почём зря по стране, а непреклонно строило социализм в отведённом партией и государством месте. Прописка несла идеологическую нагрузку. Прописка имела денежный эквивалент, потому что прописаться, например, в Москве и Ленинграде или Киеве можно было за деньги. Очень большие деньги…
Человек в таком случае ощущал себя «загнанным в паспортный стол». Советская власть старалась направлять человеческие потоки в нужном направлении, контролировать их денно и нощно. Но разговор о «рациональном использовании трудовых ресурсов» - вообще тема отдельной диссертации, а это долго и нудно…
Но пришла свобода. Рухнул СССР, Украина обрела независимость и самостоятельность в организации жизни по собственным законам. Решением Конституционного суда Украины от 14 ноября 2001 г. административно-разрешительный институт прописки был отменен. Поэтому при регистрации места жительства не существует каких-либо ограничений относительно необходимых санитарных норм жилой площади и по количеству зарегистрированных лиц в одном жилом помещении. Человек сам выбирает себе место жительства и только ставит государство об этом в известность. Никаких полномочий, ограничивающих право на свободный выбор места жительства, у государства нет. И к имущественным правам регистрация вообще никакого отношения не имеет.
Аспект правовой
И народ воспрянул! Правда, решение об отмене института прописки на момент его принятия уже не имело практически никакого значения. Люди реально кинулись в «разъезды», и работодатели в любом городе Украины, принимая на работу человека, вообще не интересовались местом его прописки. «В Украине прописан?» «Ага». «Иди работай». И всё. Чувство свободы принесло свои плоды – трудовая миграция в стране сначала была хаотичной, сначала она была направлена, если честно, в основном на Запад, на поля и заводы Италии, Португалии, Польши, Германии. И России, конечно, там вообще всё «знакомое, как у нас». И язык…
Но и внутри страны произошли стратегические изменения. Заводы закрывались наподобие облачка мыльных пузырьков: один за другим, сотнями. Экономика страны во времена СССР была построена так, что почти 60% промышленного потенциала страны было милитаризовано, заводы выпускали орудия убийства, а не обогащения. Страна осталась, сидя голым причинным местом на горах оружия… Закрылись заводы, народ разбежался, кто куда. Конечно, Украину спасли базары. Спасли вон те самые МАФЫ, ФОПы, и как там ещё обзывают людей, которые спасаются от нищеты? Сегодня их прямо-таки осатаневшая киевская власть сносит бульдозерами, хорошо ещё – не тротилом, а ведь люди, сами создавшие себе рабочие места в Киеве, Харькове, Львове – везде, они же где-то живут… Где?
Очень простой ответ: а какое ваше дело? Ответ сложный: если государство предоставляет мне рабочее место, то пусть оно меня и регистрирует. Если НЕ предоставляет – какие претензии?
Государство смотрело, смотрело… И покоя не давал не вопрос – «как обеспечить народ рабочими местами?», а другой: «А чё это они мне денег не плотют?» Ну, и вот появилось такое распоряжение Кабмина №207 от 2.03.2016 года. Если честно, «широкие круги общественности» его просто проворонили, не оттоптались, не возбухли и не откричались. Мы чем-то были сильно заняты… Чем же? Вот! Мы были заняты спихиванием с премьерского трона господина Яценюка, вся страна с замиранием сердца смотрела, как его таскает по залу депутат Барна, мы с яростью всматривались в перспективы новых коммунальных платёжек… А ведь этим документом практически перечеркивались все предыдущие решения-постановления, которые с таким восторгом были восприняты обществом в 2001 году! Ибо опять из небытия возникли термины «регистрация в течении 30 дней», и добавлялось такое вожделенное слово: «штрафы».
Причем Кабмин якобы следовал идее «самоуправления». Он передал функции по паспортной регистрации в исполнительные органы территориальных громад, (фактически – в местные органы власти). Тем самым якобы расширялись полномочия органов местного самоуправления, и так далее. Кому интересны детали – может найти всё в Сети.
Аспект деловой
Деловой аспект во всём этом просто торчит из мешка в виде шила. Если уж появилось слово «штрафы» - значит, в государстве появился большой недобор денежных средств. Если теперь всеми этими вопросами будет заниматься местная власть – значит, у этой самой местной власти будут опять забирать все налоги и сборы, и переправлять в Киев. А уж оттуда… Но, поскольку, например, школьное образование с 1 января 2017 года будет навалено на плечи местных бюджетов, то и властям некуда будет деваться, будут драть, драть, и драть… И штрафы, которые можно будет драть с граждан, не успевших «перерегистрироваться» на новом месте, окажутся совсем не лишними. А, поскольку база пополнения бюджетов громад или районов, или посёлков в стране, где умерла экономика, не сильно обширна, то «нерегистрированных» будут ловить со всем рвением и упоением – по всем базарам, мастерским, и даже по фактическому месту проживания. Будут ходить такие себе то ли Швондеры, то ли зондер-коллекторы и спрашивать ваш аусвайс... И сегодня сложно сказать – как именно это повлияет на экономическую активность граждан. Скорее всего, ситуация с использованием свободных трудовых ресурсов усложнится. Что будет делать власть? А она будет искать всякие глупые «подводки» к вопросу о сдирании штрафов. Вот придумали же в мэрии Киева «подозрительные водяные расходы»!
Что будет делать народ? А у него два варианта поведения: убегать или платить…
Аспект политический
Да пошли вы все! (Скажет тот же народ).
Иван ЕЛИСТРАТОВ