Украинцы освоили технологию «раздела права собственности», которая помогает не платить новый налог
«Никогда такого не было, и вот опять…» Эта бессмертная фраза известного нашей стране, ныне покойного Виктора Черномырдина, газовика, дипломата и острослова, как нельзя лучше подходит к ситуации с налогообложением наших выстраданных и вымученных (для миллионов граждан) квадратных метров проживания в данной стране.
Потому, что в последние 25 лет в Украине шёл превентивный, хотя и спотыкающийся процесс поиска денег для наполнения государственного бюджета. Разные страны, конечно, по-разному этот вопрос решали, это уж как у кого фантазия работала. Некоторые экономику налаживали, причём сначала малую, предпринимательскую, а потом уже и большую, которую мы сегодня почему-то «олигархической» называем. Ну, а ещё непременными были налоги. На всё. В Древнем Риме, Древней Греции, кстати, налогов не было как таковых. Знаете почему? А потому что служб соответствующих не было. Не было у них Насирова. У нас Насиров, начальник Государственной фискальной службы есть, и вы, господа, заплатите всё, что положено, и всё, что еще не придумано и в уложения не уложено, и, не дай Бог, ещё и древнеримские недоимки вам зачтутся и вытрясутся. Сегодня с этим дело строго обстоит. Денег нет. В бюджете. И городском тоже, вот именно. Поскольку налог на недвижимость относится к категории «местных налогов и сборов».
Много лет в Украине велись разговоры о суровой необходимости ввести не менее суровый налог на недвижимость. Причём что характерно: в середине 90-х годов, когда сама налоговая служба только-только вылупливалась из «законодательного яйца», много-много споров было вокруг не самой идеи налогообложения жилья, а его размеров! Уже тогда, как грибы, начали расти «маетки», неизвестно на какие доходы возводимые, и народ, проходя мимо трёхэтажного кирпичного чуда с башенками, ротондами и бассейнами, начинал жутко нервничать и бормотать что-то про «налоги на роскошь и недвижимость»…
И добормотался. Потому что государство, почуяв в гласе народа аппетитное, жирное, но очень рациональное зерно, изо всех сил принялось придумывать, каким образом его склевать, да так, чтобы его обладатель не сопротивлялся, не орал про «несправедливость», и вообще не дёргался. Его приучили к мысли, что платить надо – «за всё!» И началась ругань по парламентским «каденциям», шепотки на персональных кухнях в «хрущовках», сражения на страницах СМИ. Все хотели, чтобы было и «жирно, и справедливо». Придумывали разные ставки налогов, изобретали «базу»: допустим, будем на квадратный метр ориентироваться, или на минимальную зарплату? А может, на рыночную стоимость «объекта»? Или лучше – на «социальное положение»? И получалось, что как только выводили одну цифру, ориентированную, скажем, на зависимость размера налога от квадратуры жилого помещения, (скажем, 250 м.кв.) начинали орать владельцы, потому что – «много». Когда цифру площади, с которой намеревались начинать налоговый сбор, уменьшали, (до 30 кв.м.) матерщина неслась «снизу», потому что там, внизу, живут старики-пенсионеры, которым «на хлеб не…» Лучше бы они на направление ветра ориентировались…
И все были правы, чёрт возьми. Тут ведь была серьёзная проблема. Скажем, сколько стоит в Киеве квартира в центре? Правильно, в разы (невыясненные причём) дороже, чем на Троещине или Осокорках. Но и там и там квартиры разные, окна у кого на мусорку, у кого на восход… И так далее. Жилец квартиры, в которой годами шуруют мыши и гниёт наружная стенка, изо всех сил будет бечь от такого налога, вопия при этом: «за что?»
«Да откедова ж мы знаем, - отвечает ему работник фискальной службы в горсовете, аккуратно подшивая к «Делу о неуплате гражданином…» очередную отписку из «верхов», где гражданину разъясняется, что таков – Закон. А почему от «таков», никто не говорит, не проясняет. Это наподобие набившего оскомину и опустошившего карманы энергетического тарифа, который постоянно стремится к «экономически обоснованному». Но до вершины, судя по всему, далеко…
И вот, после многолетних споров, со всей решительностью взялось за «тему» послемайданное правительство во главе с Арсением Яценюком. Оно за много тем взялось, конечно, но тарифы и цену на газ мы всё-таки пока не будем трогать. А вот налог на недвижимость мы как-то пропустили. Имеется в виду новый подход к определению его размеров и расценок. И уже в 2014 году приняли всяческие нормативы налогообложения, а с июля 2016 года они вступили в действие – «для физических лиц», или, говоря просто, для нас с вами.
Нормативы брались, естественно, как и тарифы на газ, «от фонаря». Так, определено, например, что если у вас во владении квартира до 60 кв.м. площадью, то налог платить не нужно. «Льгота» такая, якобы в защиту бедных. И если дом за городом до 120 квадратов – не надо. Глупые вопросы в данном случае лучше не задавать, хотя они сами просятся. Например: а почему до 60 метров, а не до 50? 70?
Ответ: а фиг его знает. Это такое получилось после многих лет измерений, ругани, ехидных выступлений в прессе, а потом уже в Интернете. Такая себе «среднепалатная температура выживающего». Но надо учесть ещё одно обстоятельство, а оно самое важное: определять вот этот «облагаемый метраж» на нашу несчастную душу населения предписано – местным властям!
А что у нас с местными властями? Правильно: бюд-же-ты. Благодаря многолетним усилиям «передовой прогрессивной интеллигенции и народа иже с нею» в стране наступает эпоха «местного самоуправления», и отступает эпоха «субвенциального благоденствия». Когда местное начальство, глядя на толпы народа, требующего что-нибудь в городе построить, или хотя бы починить, многозначительно тыкало замурзанным в шоколаде пальцем вверх и поясняло, что «денег нет». В стране.
А теперь – всё! Теперь в стране может денег не быть, а у тебя, мэра с местными депутатами – есть!
Правда, наступивший год может показать, что вот с этой опорой на местные силы и мощи получился перебор. И перехлёст заодно. Потому что на них навесили расходы, огромная часть которых раньше перекрывалась как раз именно субвенциями, то есть – отправкой денежек сверху, из Центрового бюджета, вниз. Кому сколько? Ну… Кто лучше попросит. Сами понимаете. А теперь – всё. Самостоятельность, так самостоятельность. Сами, ребята, сами…
А что – «сами»??? Если теперь придётся, например, оплачивать полностью коммунальные услуги детсадиков, школ и иных учебных и лечебных заведений – это ж сколько? «А это ваши дела», - говорят там, «наверху» и плотно закрывают за собой кабинетную дверь, указывая пальцем на табличку: «Взяток не берём-с».
Вот мы и подошли к главному. А оно в том, что налоги на местах сегодня могут быть гораздо зубодробительнее, чем раньше. И не надо пытаться надурить государство, учреждая в городе психически нездоровые нормативы размеров жилой площади, НЕ облагаемой налогом. Вот как в Одессе, например. Там, видимо, решили немножко повысить собственный имидж – мэрии, депутатов… И сделали «необлагаемый минимум» 80 метров. Потрафили, так сказать, «широким массам», у которых, конечно, квартиры поменьше. Мол, смотрите, какие мы добрые… Но эту норму они установили летом… А осенью парламент принял новый бюджет. Исходя из него, на город «навешивается» вон то, о чём мы писали – «оплата коммунальных услуг лечебных и учебных заведений». И что теперь? Возвращаться к 60? А этот… Имидж???
Так бывает, когда всё берется – «от фонаря».
А теперь – про нас, «пересичных». Которым, кажется, всё – ДО ФОНАРЯ. Знаете, почему? Да потому, что в Интернете уже полно советов, как вообще не платить этот квартирный налог. Самое простое при этом: «разделение собственности». У вас квартира 120 метров? 60 метров «оплачиваемого излишка»? Нет вопросов! Так говорят юристы. И советуют «разделить право собственности». Получится два владельца, у каждого будет по 60 метров необлагаемых. И платить не надо. И все дела.
Так что сложное это дело – драть с нас, почём зря…
Иван ЕЛИСТРАТОВ