Правительство выделило 77 млн гривен на поддержание позитивного имиджа Украины, но запретило их тратить.
Нам есть, что показать миру, но мир этого не увидит. Не потому что у страны нет денег – деньги на «рекламирование» Украины за рубежом, как ни странно, в бюджете выделены, – а потому что мы до сих пор весело и радостно живем в условиях законодательства, созданного еще при приснопамятном Викторе Федоровиче (тот еще радетель культуры был, кто бы спорил…).
«Бюджет на Салон дю Ливр (Парижский Книжный Салон) посольство запросило в первую очередь – салон уже в марте, и если мы хотим нормальное место для национального стенда, нужно шевелиться быстрее, – пишет на своей странице в Facebook писательница Ирена Карпа, первый секретарь по вопросам культуры посольства Украины во Франции. – Аренда вменяемого стенда для литчасти и для артбуков стоит в районе 18 тыс. евро. Это только аренда, а еще ведь есть приезд и поселение авторов и издателей, которые должны выступать. И тут начинается дискотека. На сцену выходит постановление правительства 102, принятое еще во времена известного имиджмейкера Украины Азарова. Это постановление запрещает (!!!) в рамках осуществления культурной дипломатии, оплачивать билеты и гостиницы украинским деятелям искусств и науки, про гонорары за их работу я промолчу, а то вообще расплачусь».
Действительно, если прочитать Постановление Кабмина №102 , будет от чего разрыдаться. Посвящено оно порядку использования бюджетных средств для обеспечения международного позитивного имиджа Украины и поддержки связей с диаспорой. Согласно пункту 4 сего документа, МИД имеет право тратить бюджетные деньги всего по 19 направлениям, из которых 14 касается финансирования нужд диаспоры (ремонт культурных центров, содержание диаспорных СМИ, организация фестивалей и прочих культурных мероприятий и т.д.). Оставшиеся пять дозволенных подпунктов – это обеспечение функционирования сайтов посольств, организация пресс-конференций и форумов, сотрудничество с зарубежными СМИ, сооружение памятника жертвам Голодомора в Вашингтоне и памятника Шевченко в Астане.
Кстати, в предыдущей, «азаровской» редакции был еще подпункт о содержании павильона «Земледелие» на московской ВДНХ, но в 2015 году депутаты его выкинули, ибо как-то уж совсем неловко получалось. Но на этом «косметический ремонт» документа и закончился: все остальное осталось, как и было. В частности, абсолютно убийственный пункт 7, который прямо запрещает финансировать из бюджета все, что не было включено в пункт 4.
В итоге получился абсурд из разряда «нарочно не придумаешь». На спонсирование «зарубежных украинцев» Украина тратить деньги может, а на собственных граждан – художников, дизайнеров и прочих причастных к украинскому искусству, – нет. В данном случае это значит, что даже если Карпе и украинскому посольству во Франции удастся выбить из государства деньги на аренду стенда на Салон дю Ливр, то презентаторов, очевидно, придется нанимать из диаспоры. Украинцы из Украины в этом смысле рылом не вышли: рассказывать французам об украинской культуре они могут разве что за свой счет. Или за счет спонсоров, которыми у нас, признаться, поле не засеяно.
Впрочем, деньги на стенд тоже под вопросом. Поскольку кроме Постановления №202 существует еще Постановление №710 – «Об эффективном использовании бюджетных средств», которым… запрещается финансирование из бюджета участия украинцев во всех международных культурных мероприятиях, кроме Франкфуртской книжной ярмарки и Венецианского биеннале. По мнению украинских чиновников, видимо, других культурно-просветительских тусовок, где Украина имела бы что показать Миру, не существует. Иными словами, сидите, граждане, дома и не рыпайтесь. Обойдется мир без знакомства с украинской культурой: в конце концов, имидж – ничто, деньги – все.
Хотя денег на «создание позитивного имиджа Украины за рубежом» в этом году правительство выделило в рекордных количествах: 77 миллионов гривен – на 70 миллионов больше, чем в 2016-м. Правда, в эти же 77 млн входит и «поддержание связей с украинцами, проживающими за пределами Украины» - и, исходя из законодательных ограничений, почти все они туда и уйдут. Не вопрос, поддержка диаспоры – задача важная и необходимая, но, прямо скажем, не самая первоочередная. Ибо если сравнивать уровень жизни в Украине и в тех странах, где обитает наша диаспора, то еще неизвестно, кто кому может помогать. Понятно, что украинской власти всегда легче было любить украинцев на расстоянии (причем чем больше это расстояние, тем лучше), но сводить работу по созданию культурного имиджа к механическому вливанию денег в диаспору – идея довольно сомнительная.
Тем более, что позитивный имидж нам сейчас нужен как воздух. Как ни крути, в глазах цивилизованного мира мы, в лучшем случае, это страна, где идут военные конфликты. А в худшем, извините, бывшая колония России где-то на задворках географии, о которой в культурном плане мало что известно. Кстати, сама Россия вкладывается в свой культурный пиар по полной, эксплуатируя всех и вся, начиная от гастролей Большого театра до щедрых даров центру Помпиду. С помощью российской культуры Кремль пытается стереть в умах иностранцев ассоциацию «Россия – агрессор», заменив ее на ассоциацию «Россия – страна Чайковского и Достоевского». И это у него даже получается – во всяком случае, до поры до времени.
Мы же, в свою очередь, свернули пиар украинской культуры, даже толком его не начав. Тут даже глупо будет предъявлять претензии к «папередникам» - понятное дело, что Виктору Федоровичу и Николаю Яновичу культура во всех ее проявлениях, кроме золотого батона и дареных икон, была глубоко параллельна. Но, черт возьми, со времени президентства «трижды несудимого» прошло уже три года! Те же Постановления 710 и 202 уже не раз пересматривались – и каждый раз пересмотр ограничивался наведением чисто внешнего глянца, вроде изъятия пункта о финансировании павильона на ВДНХ. Такое ощущение, будто кроме самых одиозных абзацев текст постановления реформаторы прочитать не удосужились, а если и удосужились – то не дали себе труда понять прочитанное. Оставив в действии азаровское убеждение в том, что культурная дипломатия – это такая штука, которая помогает покупать новые бандуры диаспорянским оркестрам и украинские книжки в диаспорянские библиотеки. О том, что объектом культурной дипломатии являются прежде всего граждане Европы, Америки и прочих уголков, которые могли бы открыть для себя современную украинскую культуру, в кабмине как-то не сообразили. Ни в МИДе, ни в Минкульте, ни в службе вице-премьера по вопросам евроинтеграции.
Не сообразили, и вообще-то не очень и хотят. Например, предложение изменить оба постановления, убрав из них архаичные перекосы, Минфин и МИД согласовывают уже почти полгода…
Ольга Жук, которая возглавляла отдел культурной дипломатии в МИДе и была вынуждена уйти, убедившись в бесполезности попыток пробить стену «совковости» этого учреждения, считает, что выход – в выделении культурной дипломатии. «Не вижу рациональной почвы для того, чтобы это направление и дальше регулировалось одним документом с проектами поддержки диаспоры. Это два разных направления, которые не должны конкурировать за один бюджет.
Во время моей работы в качестве руководителя отдела культурной дипломатии я выступила с инициативой изменений в Постановление №102. Управление публичной дипломатии МИД разработало потребности и сформировало предложения дополнений к этому документу, подало на рассмотрение в КМУ. Я не знаю, почему так долго происходят согласования с Министерством финансов, но прошло полгода, а результата до сих пор нет, поэтому воплощение проектов культурной дипломатии в 2017-м году под большим вопросом. Есть большой риск, что "бюджет на имидж" вновь оставит за бортом качественные инициативы, идущие от украинских культурных институтов и отдела культурной дипломатии, а не непосредственно от посольств или диаспоры. Возможно, кто-то этого не понимает, а кто-то не хочет лишней работы и предпочитает, чтобы все оставалось по-старому».
В итоге о положительном культурном имидже Украины мы пока можем только мечтать. Невозможно выиграть войну на культурном фронте, если твое собственное командование запрещает тебе стрелять. Впрочем, это, к сожалению, касается не только культуры…