Монополии на энергетическом рынке Украины АМКУ не интересуют…
Ах, как он их… Сделал… Антимонопольный Комитет имеется в виду. Вот просто так взял, и – уделал не какую-нибудь «шарашгазконтору». На самого, понимаете ли, «Газпрома» замахнулся! И вот только не надо тут «ай, Моська…» Никакая Антимонопольный Комитет (АМК) Украины не Моська, это серьёзная, солидная организация, считай – главная по вопросам организации бизнес-сообщества в стране, главный арбитр цивилизованных отношений между субъектами рыночной экономики, страж бизнес-структуры государства. Вот почему можно было бы очень серьёзно отнестись к решению АМК Украины от января 2016 года оштрафовать «Газпром» России «за злоупотребление монопольным положением на рынке транзита газа по магистральным газопроводам Украины». Сумма претензии была так себе – 3,28 млрд. долларов. Но, как говорят, лиха беда начало, так оно и получается. Потому что «Газпром» это не просто компания. Это «державотворящая» структура, на которой покоится и военная мощь и социальное спокойствие огромной страны. Что ему «какой-то там» АМК Украины? «Газпром» плюнул на требовательное решение украинских антимонопольщиков, обжаловал их решение в украинских судах. (На что рассчитывал, непонятно, но, видимо, просто не учли фактор «новых времён» в Украине). Суды отказали российскому монополисту, не приняли его сторону, что ещё три года назад было бы абсолютно нереально.
В общем, «Газпром» плюнул, ничего не заплатил, и, видимо, не собирается, поскольку денег у него сегодня не то, что вчера… Сильно подсели доходы, затуманилась перспектива. Один за другим схлопываются без конца планируемые «потоки» - северные, турецкие, восточные, китайские… А тут Украина с её судовой гавкотнёй…
«Плевок» обошёлся «Газпрому» ещё в 50% суммы требования АМК, сумма выросла до 6,65 миллиардов.
Чувствуете, как сегодня лихо рулит АМК Украины? И правильно делает, между прочим. Сумму взыскания, конечно, можно было бы и увеличить. Раз в 10. Но это на наш, бытовой, хлопский взгляд «из кухни». А так – ну, пусть будет 6,65. Всё равно у этих рашистов фиг чего вырвешь. Помечтаем хотя бы, и понадеемся на международные суды, куда устремился изумлённый от украинской наглости «Газпром», отмахиваясь на ходу от надоедливой «моськи».
Но параллельно с темой «Газпрома», на олимпийское спокойствие которого нахально покусился АМК, возникает и другая: ну ладно, сегодня Россию и в самом деле надо душить рвать со всех сторон, заслужила. Но у нас-то, тут, внутри, что?
А у нас внутри полный «караул!». События, связанные с «угольной блокадой» Донбасса самым неожиданным образом высветили истинное положение дел не только в контрабандных потоках, или там в энергетической отрасли. Эти события вдруг обнажили тот факт, что Антимонопольный Комитет Украины много лет подряд «почивал на лаврах». Грубо говоря – сачковал. Он величественно взирал на то, как в стране сначала рождались, потом росли, крепли и разбухали до невероятных размеров наши, родненькие, отечественные монополии.
Ведь АМК был задуман и создан практически разу же после обретения Украиной Независимости. Страна твёрдо вставала на путь рыночной экономики, а антимонопольное законодательство в этой экономике является своего рода «охранной грамотой» для каждого коммерсанта, производителя товаров и услуг. А особенно ценно оно для потребителя. Потому что обязано защитить его от ставшей привычной за годы совка «безальтернативности» предоставляемых услуг и товаров. «Обязательный» телевизор «Огонёк» и автомобиль «Жигули» уходили в прошлое. В стране начинал действовать «закон Шермана», или «Хартия экономической свободы», вступившие в действие в Канаде и США ещё в 1890 (!) году. Он очень короткий и ёмкий, этот самый «закон Шермана»: любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Всё. Точка. Шаг в сторону от главной линии ЗАКОНА – штраф, прыжок над законом – тюрьма.
Вот и появился у нас АМК. В 1993 году. И в первые месяцы и годы своего существования его сотрудники ходили гордые, многозначительные и напыщенные: они исполняли Закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности».
Ну, а потом… Долго рассказывать. О том, как с течением времени этот орган начал превращаться в один из наиболее коррупциогенных органов страны наравне с пожарной службой, МВД и СБУ… О том, как начали «приватизировать страну», и каким-то образом выяснилось, что чемодан с «зелёным кешем» выглядит в судебных и картельно-корпоративных спорах намного убедительнее уложений упомянутого Закона…
И задремал АМК. Дремал и встряхивался, когда в окна офиса на Львовской площади начинали лететь сушёные кизяки и были слышны крики: «Да шо ж это такое! Это почему бензин (селёдка, гречка, хлеб) вздорожали так неожиданно, одновременно и неконкурентно!» «Ух ты!» - говорили в АМК и начинали многомесячное «расследование».
А тем временем страна превращалась из социалистической в… «монопольно-олигопольную», вот в какую. Сам Антимонопольный Комитет искренне полагает, что в Украине с конкурентной средой «всё хорошо», что всего-навсего 12% экономики находится в руках монополий. Правда, ещё 16% рынка олигополизированы, а на 25% отмечаются «отдельные признаки доминирования». А в остальном, «прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо…»
Но вот тут случился «блокадный кризис». Он ещё не завершился. Но при первом же пристальном взгляде оказалось, что как раз наибольшая монополизация приходится на отрасли, которые самым непосредственным образом влияют на жизнь каждого гражданина Украины: энергетический комплекс. Энергетика, если рассказывать, как для первоклассников, это «тепло, еда и свет». Если для взрослых – то именно в нашей энергетике запрятана наша нищета, хотя в Европе по энергообеспеченности Украина в числе лидеров. Толку с этого нет для простого населения – это уже другое дело. Потому что все угле-газодобывающие и энергогенерирующие мощности страны практически сосредоточены в руках одной компании и одного человека, и все знают имя этого человека. Традиционный вопрос «Шо ж такое, как же так?» имеет, кстати, ответ: Антимонопольному Комитету не надо было дремать 15 лет подряд, пока практически ВСЯ горнорудная, угледобывающая и энергогенерирующая промышленность сосредотачивалась в одних руках. Или нескольких, это дела не меняет.
Да, тяжело приходилось АМК, спору нет. Когда надо было исполнять Закон о «предотвращении недобросовестной конкуренции», а тут такое… То ствол в спину, то кейс с «налом»…
В последние два года в АМК начали происходить какие-то изменения, какое-то движение начало происходить, пришли новые руководители, новые уполномоченные, и вот даже аж на САМ «Газпром» покусились…
А весь топливно-энергетический комплекс страны – НЕПРИКАСАЕМ.
Может, «волшебная блокада ОРДЛО» поможет чем-нибудь?
Иван ЕЛИСТРАТОВ