Cтраховой рынок никогда не был подспорьем финансовой системы Украины. Через страховые компании в 1990-х и начале 2000-х выводили средства за рубеж. Потом страховые компании начали использовать для легализации доходов, «обналички» и других схем. Схемы присутствуют на рынке и сейчас, но их доля существенно сократилась, благодаря стараниями государственной системы и финансовому кризису. Но худшее страховщики сделали своими руками.
Отряд самоубийц
Наиболее массовым видом страхования в Украине является ОСАГО – в 2016 году договора страхования заключили более 7 млн. автовладельцев. Платежи по «автогражданке» составляют треть от всех сборов рынка (по итогам 9 месяцев 2016 года из 7,965 млрд. грн. чистых страховых премий на ОСАГО приходилось 2,602 млрд.грн.) Банкротства на страховом рынке случаются, хоть и не так часто, как на банковском, но только за два последних года ушли СК «Дженерали Гарант», «Украина», «Нова», «Скайд», «Ильичевское».
В каждом случае неплатежеспособности страховщика причин, как правило, две – жадность и как следствие первого - недорезервирование (размещение депозитов в банках с сомнительной надежностью, зато под выгодные условия, раздувание активов мусорными ЦБ, недвижимость, которая ничего не стоит и находится в залоге или просто вывод денег). Контролировать резервы страховщиков обязана Национальная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг. И ужесточение требований происходит, но медленно. «В 2016 году мы значительно ужесточили требования к качеству активов и резервов страховщиков, что привело к их перераспределению - на 112% увеличились вложения в ОВГЗ, банковские депозиты, текущие счета выросли на 32%. В целом активы страховщиков снизились почти на 11% - до 55 млрд грн, поскольку сокращение произошло в основном за счет вывода "мусорных" ценных бумаг. В части нормативов достаточности капитала по итогам девяти месяцев 2016 года их не выполняли 29 страховых компаний, по диверсификации активов – 21 СК. Это самые разные компании по величине активов - и крупные, и средние, и малые. На 2017 год запланирован второй этап повышения требований к качеству активов и резервов страховщиков. Планируем ввести их в действие с 31 декабря 2017 года», - заявил Игорь Пашко, глава Нацкомфинуслуг.
Контроль качества разервов страховщиков критически важный для рынка момент. Ведь, если средства резервов покрыты неликвидными активами, размещены в банках с сомнительной репутацией, то осуществлять страховые выплаты будет не из чего. Страховая математика проста: страховщик получает платеж от клиента – часть он резервирует под будущие выплаты, часть отдает в виде комиссий и аквизицонных затрат, оплачивает налоги и обязательные сборы. Убыточность ОСАГО по итогам 2016 года стаставила всего 41%. То есть страховщики выплачивают клиентам меньше половины собранных премий. Но рынок является убыточным, некоторые страховщики затягивают с выплатой страхового возмещения. Звучат обсуждения необходимости повышения тарифов и коэффициентов по ОСАГО. Так почему же страховщикам не хватает остающихся после выплаты 60% средств?
Причина в высоких агентских комиссиях. Сегодня в Киеве агенты просят от 40 до 60% от страхового платежа по ОСАГО. По регионам – не менее 40%. «Я в Киеве платил 40%, но моих агентов переманили компании, которые платят 53%. Я столько платить не смогу, это безумие», - рассказал Михаил Торбъяк, президент СК «Галицька». «Традиционно, премии наибольшие в Киеве и Одессе, в других городах ниже. Кроме того, нужно смотреть на экономику, сколько стоит аренда офиса, накладные расходы», - рассказывает Татьяна Сонина, предправления СК «Альфа Гарант».
Среди наиболее щедрых страховщиков, которые платят комиссию 45% и больше называют СК «Юнивес», «Альфа Гарант», «Здорово», «ТАС», «Дим страхування», «Киевский страховой дом», Европейский страховой союз, Интер-полис, «АСКА», «ВУСО», «УТСК (ЮТИКО)».
Некоторые страховщики, как например СК «Юнивес» открыто говорят о готовности платить агентам до 40% на своем сайте http://unives.com.ua/agent/.
Зачастую высокие комиссии компании дают агентам во время выхода на рынок, в рамках агрессивной стратегии завоевания доли рынка. Если же к высоким комиссионным прибегает страховщик не новичок, то это или попытка увеличить долю рынка или привлечь денежные средства любой ценой (когда уже не хватает на покрытие текущих выплат). Так в свое время делали новоиспеченные банкроты – СК «Украина», «Скайд», «Лафорт». Все платили агентам комиссию 50%-60% от платежа, чтобы обеспечить себе поток денежных средств. На выплаты всем потерпевшим денег уже не хватало, долги росли, и в итоге все для клиентов закончилось печально. А агенты ушли в другую компанию, которая согласилась платить высокую комиссию.
Получается, что хвост виляет собакой, и страховщики не только соглашаются на манипулирование со стороны агентов, но и финансово поощряют гонку комиссий.
«Обычно, страховщик накапливает долги месяцами, затягивая с возмещениями, отказывая в выплате без малейших оснований. Затем, когда ситуация становится критической – вдруг компания начинает погашать долги, улучшать качество урегулирования. Благодаря этим показателям страховщик получает новые бланки в большом объеме, которые раздаются агентам и те, под высокую комиссию охотно страхуют водителей. Деньги, собранные таким образом за несколько месяцев не идут на выплаты, а выводятся из компании разными путями, после чего всех сотрудников увольняют, концы в воду», - рассказывают о типичной схеме банкротства в службе безопасности МТСБУ.
«Прецеденты уплаты 60% премий в качестве комиссионного вознаграждения на рынке существуют. Они характерны для компаний, которые используют практику удержания агентской сети «любой ценой», для страховщиков с плохой финансовой дисциплиной, которым надо постоянно покрывать кассовые разрывы. На рынке ОСАГО присутствует порядка 10 таких игроков. Это компании, которые нацелены на бездумный рост в секторе ОСАГО и в розничном секторе в целом, массовые продажи, а также те, кто осознает свою зависимость от агентской сети и не имеет других значимых источников притока страховых премий, кроме агентских сборов на рынке обязательного автострахования», - рассказала Светлана Виноходова, руководитель Insurance marketing agencу. В распоряжении редакции оказалось исследование IMA рынка комиссионных услуг, осуществленное для СК «Ильичевское» летом 2016 года. Согласно ему, страховщики применяют прогрессивную шкалу агентских комиссий - чем больше агент привлекает клиентов, тем выше процент комиссии, которую он получает. Начинают страховщики с 25-28%, если продажи агента превышают 50 тыс. грн. в месяц, его комиссия возрастает на 5%. Если агент повышает объем продаж до 100 тыс. грн. в месяц – некоторые страховщики готовы даже открыть филиал под такого агента. Также размер комиссии зависит от франшизы, на которую клиента смог уговорить агент – при нулевой франшизе комиссия минимальна, а вот при франшизе 1-2 тыс. грн. агенту поступит +5%.
Попустительство страховщиков и закона
Согласно законодательству агент – это представитель страховщика, который заключает договор страхования от его имени. Основное отличие между агентом и брокером в возможности предлагать продукты разных компаний. Агент заключает договора только своей СК, а брокер помогает клиенту определить оптимальный вариант. Это в теории. А вот на практике большинство агентов сотрудничают с несколькими страховщиками, не получая статуса брокера. Таким образом, агент «выбирает» продукт под запрос клиента – подешевле или в надежной СК. Если у клиента нет предпочтений в плане страховщика, то пользуясь низкой страховой грамотностью клиентов, агент направляет поток клиентов в ту СК, которая платит ему большую комиссию. И хотя страховщики не любят говорить о конфликтах с агентами, в реестре судебных решений немало доказательств случаев, когда агенты сотнями теряли бланки ОСАГО, заключали договора от имени страховщика, но деньги клиента при этом «забывали» перечислить в саму компанию. Например, дело № 753/11694/15-к, которое рассматривается в Дарницком суде г. Киева, где агента СК «Украина» обвиняют в завладении в октябре 2012 года незаконным путем 6104 бланков полисов ОСАГО, которые в итоге были реализованы на суму 2,441 млн. грн. через сеть страховых агентов. В 2013 СК «АСКА» обратилась с иском к агенту «Купуй полис» о требовании вернуть 532 договора «Зеленой карты» и 112 договоров ОСАГО, которые агент в течении года не заключил и не вернул.
Агенты нередко забывают перечислить средства на счет страховщика, как это было в 2011 году в случае между УЭСК и «Партнер», где СК «Партнер» выступала агентом и в течении года не внесла платежи по заключенным договорам на сумму 43,6 тыс. грн. Или иск СК «Нова» к СК «Спектр», которая выступала страховым агентом и не внесла на счет страховщика страховые платежи на суму почти 50 тыс. грн.
Возникновение конфликтов вполне естественно – деятельность страховых агентов не регламентирована. Их существование определяется единственной статьей устаревшего закона «О страховании», в редакции 20-летней давности. А профильное Постановление Кабмина (того же года) не предусматривает ни регистрацию агентов в Нацкомфинуслуг, ни жестких требований по отбору, обучению и качеству работы. Рынок, по сути, не подотчетен никому. Каждый страховщик сам занимается обучением, подготовкой агентов и, по-своему оценивает качество их работы. Единственный реестр страховых агентов по ОСАГО ведет МТСБУ, но он носит информационный характер. Право вносить и исключать оттуда агентов есть только у страховщиков. Даже если МТСБУ уличила агента в нарушении законодательства – без желания страховщика исключить агента из реестра нельзя. Да и справедливости ради нужно отметить, что мало кто из клиентов проверяет при заключении договора наличие страхового агента в этом реестре.
Решить проблему планируется внедрением норм Евродирективы «О страховом посредничестве» в новой редакции Закона «О страховании», которая готовится ко второму чтению в ВР. Предусмотрена регистрация агентов в Нацкомфинуслуг, обучение, требования к квалификационному уровню. И главное санкции – один агент может продавать полисы только одного вида страхования и от имени одного страховщика, а привлекать внешних лиц в качестве субагентов станет невозможно. Дело за малым – депутатам принять закон.
Где комиссия зарыта?
Несмотря на устаревшее законодательство, нормативно предусмотрено, что размер комиссионного вознаграждения посреднику не должен превышать 20%. Согласно консолидированной отчетности Нацкомфинуслуг за 9 месяцев 2016 года в сегменте ОСАГО комиссии и затраты на аквизицию составляют всего 13%. Но ведь платят же 45% и выше! Сами агенты рассказывают, что со страховщиком подписывается несколько договоров, благодаря чему официальная комиссия агента не превышает 20%. Кроме этого подписывается еще договор о предоставлении информационно-консультационных услуг по страхованию. Страховщиком может также предоставляться оплата рекламной деятельности агента для привлечения клиента или же страховщик может арендовать у агента помещение, где тот осуществляет заключение договоров от имени страховщика. За счет этих «фишек» комиссии агентам достигают 40-50% и выше. Например, в распоряжении автора оказался типовой агентский договор СК «Здорово» и договор о информационно-консультационных услугах, которые подписываются с агентами. Таким образом, если учесть затраты на аквизицию, другие затраты, относящиеся к себестоимости услуг, админзатраты и затраты на сбыт (включая рекламу и маркетинг), а также некие другие операционные затраты получается, что заключение договоров и обеспечение работы офисов стоит страховщикам около 70% от всех премий. Отдельной статистики по затратам в ОСАГО Нацкомфинуслуг не ведет. К слову, на урегулирование страховых случаев, экспертизу и судебные затраты страховщики тратят всего 0,61% от премий. Это даже послужило причиной забастовки аварийных комиссаров, состоявшейся в феврале 2017 года. Привлечь клиента для страховщика важнее, чем урегулировать его страховой случай.
Ведет ли кривая дорога в рай
Не все страховщики, охотящиеся на клиента с помощью высокой комиссии агенту «плохо закончат». Но каждое новое банкротство страховщика оставляет клиента один на один с долгами и ожиданиями выплат от МТСБУ. Нацкомфинуслуг, как регулятор могла бы положить конец беспорядку на рынке, проведя проверки у самых щедрых страховщиков. В Нацкомфинуслуг обсуждать проблему высоких комиссионных и регулирования взаимоотношений со страховыми агентами отказались. А страховщики рады продлению моратория на проведение проверок до конца 2017 года. Получается, страховщики могут кормить агентов баснословным комиссиями, но НФУ не имеет оснований, чтобы проверить достаточность средств для подобной щедрости. В МТСБУ уверенны, что введение электронного полиса позволит частично решить проблему агентских комиссионных. Ведь появится прямой путь к клиенту- заключение договоров через Интернет. Только, чтобы проложить этот путь к сердцу клиента нужно инвестировать миллионы гривен в развитие IT-продаж. Но позволить себе это могут лишь несколько СК. Да и не все клиенты уйдут в Интернет. Многие традиционно будут идти к агенту в машину на обочине с вывеской «Осаго-50» и участвовать в лотерее жадности. А регулятор будет твердить о недостаточности полномочий и моратории на проверки.
Богдан Краевой.